Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Аннотация к статье: Системный анализ группы заданий "Программа добровольной иммунизации против гриппа для служащих организации "АКОЛ" международной программы PISA-2000. Приложение 1: Скриншоты группы заданий (рус). Приложение 2: Скриншоты группы заданий (англ).

8.06.2009 10:32      Просмотров: 76      Комментариев: 0      Категория: Anti-PISA: Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования

 

 
 

 

Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Системный анализ группы заданий "Программа добровольной иммунизации против гриппа для служащих организации АКОЛ" международной программы PISA-2000. 

 





Аннотация

Выявлены несколько дефектов: подмена определения научного понятия "стиль текста" на определение на уровне бытового знания, подмена родового понятия "иммунизация" на видовое понятие "вакцинация", введение "нового" (неизвестного логике) понятия "потенциальное противоречие"  и другие ошибки. 

Статья будет опубликована на сайте в сентябре 2018 года.


 

 

 

Группа заданий "Программа добровольной иммунизации против гриппа для служащих организации АКОЛ"  международной программы PISA-2000

 URL:    http://school6vyazniki.ucoz.ru/test/PISA_2000.pdf

 

     Вам несомненно известно, что  зимой  можно легко заразиться гриппом. И болеть им можно в течение нескольких недель.
     Самый лучший способ борьбы с вирусом гриппа – это иметь здоровое тело. Ежедневная гимнастика и определенный рацион, который содержит много овощей и фруктов, рекомендуется прежде всего, чтобы помочь иммунной системе бороться с этим распространенным вирусом.
     В качестве дополнительного профилактического средства против этой распространенной болезни организация «АКОЛ» решила предложить своим сотрудникам сделать прививку от гриппа. Есть договоренность с медсестрой, которая будет делать прививки на работе в рабочее время в первой или второй половине дня в течение недели, начиная с 17-го ноября. Прививки бесплатные и доступны всем служащим организации.
     Участие добровольное. Каждому служащему, который решит сделать прививку, будет предложено подписать документ, удостоверяющий, что он не страдает аллергией и понимает, что от сделанной прививки возможны незначительные побочные эффекты.
     По утверждению медиков, иммунизация не вызывает заболевание гриппом. Однако она может вызвать такие побочные эффекты, как усталость, небольшая температура и боль в руке.

КОМУ СЛЕДУЕТ ПРОЙТИ ИММУНИЗАЦИЮ?

     Каждому, кто заинтересован защитить себя от вируса.
     Особенно ее рекомендуют людям старше 65 лет. Но, невзирая на возраст, она нужна КАЖДОМУ, кто страдает хроническими болезнями, особенно болезнью сердца, заболеванием легких, бронхиальной астмой или диабетом.
     При работе в коллективе ВСЕ его члены рискуют заразиться гриппом.

КОМУ ИММУНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА?

     Лицам, сверхчувствительным к употреблению яиц; людям, страдающим острой лихорадкой, и беременным женщинам.

     В случае, если вы находитесь на лечении, проконсультируйтесь у врача, не противопоказана ли вам иммунизация в связи с этим лечением, и не вызывали ли у вас сделанные ранее прививки от гриппа нежелательные осложнения.

     Если вы планируете пройти иммунизацию в течение недели, начиная с 17 ноября, то обратитесь, пожалуйста, к Ирине Николаевне Сергеевой до пятницы 7 ноября. Дата  и время будут назначены с учетом возможностей медсестры, числа заявок и времени, удобного для большинства работников организации «АКОЛ». Если вы планируете пройти иммунизацию до начала зимы, но вас не устраивает назначенное время, пожалуйста, сообщите об этом Ирине Николаевне. Может быть назначено дополнительное время, если соберется достаточное количество желающих.

     Для получения  дополнительной информации, пожалуйста, звоните Ирине Николаевне по телефону 5577.


    Ирина Николаевна Сергеева, сотрудница организации, называющейся «АКОЛ», подготовила на предыдущих двух страницах информационный листок для служащих этой организации. Эта информация понадобится вам для ответа на вопросы, которые приведены далее.

Вопрос 6: ГРИПП    R077Q02

     Какая из перечисленных ниже услуг предлагается иммунизационной программой «АКОЛ»?

   Ежедневные занятия гимнастикой в течение всей зимы.
   Проведение иммунизации в рабочие часы.
   Небольшая премия участникам.
   Прививки будет делать доктор.

Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Сплошной
Ситуация: На работе

Код 1:    Ответ В – «Проведение иммунизации в рабочие часы»
Код 0:    Другие ответы.

 
Вопрос 7: ГРИПП                                 R077Q03

     Мы можем обсуждать содержание информационного листка (т.е. что в нем говорится).
     Мы можем обсуждать его стиль (т.е. как он написан).
     Ирина Николаевна хотела, чтобы стиль этого информационного листка был доброжелательным и убедительным.
     Как вы думаете, получилось ли у нее задуманное?
     Объясните свой ответ, ссылаясь на детали оформления текста, рисунки, расположение текста и стиль речи этого информационного листка.


Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Сплошной
Ситуация: На работе

 Код 2:        Точное обращение к тексту и соотнесение его стиля с высказыванием "быть доброжелательным". В ответе должно быть ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ХОТЯ БЫ ОДНО  из следующих:

(1) говориться в деталях об одной из  характерных особенностей (расположение материала, стиль изложения, рисунки или другая графика, или другое подобное)  определенной части текста или о качестве некоторой особенности;   И/ ИЛИ
(2) использоваться оценочные слова, которые должны отличаться от слов: "доброжелательный"  и "убедительный". (Имейте в виду, что такие выражения, как "интересный", "легко читается" и "понятный" не принимаются в качестве характерных признаков рассматриваемой особенности.)
Мнение о том, преуспела ли Ирина Николаевна, явно высказывается или легко подразумевается.
Примеры ответов:
•    Нет, идея, о том, чтобы поместить рисунок шприца в начале листка, плохая. Это выглядит устрашающе. [Говорится об одной части макета: определенном рисунке (1). Использовано собственное оценочное слово  «устрашающе» (2).]
•    Да, рисунки разбивают текст и делают его более легким для чтения.  [Описывается характерная черта макета (1).]
•    Изображение вируса в стиле мультипликации выглядит доброжелательно. [Говорится о характерной особенности  ("в стиле мультипликации")  одной иллюстрации (1).]
•    Нет, рисунки детские и неуместные.  [Использованы собственные слова ("детские", "неуместные"), чтобы оценить одну из характерных особенностей, упомянутых в тесте задания (2).]
•    Да, стиль снижает напряжение и неформальный. [Использованы собственные слова: "снижает напряжение" и "неформальный", чтобы оценить одну из характерных особенностей, упомянутых в тесте задания (2).]
•    Да, стиль сердечный и располагающий.  [Использованы собственные слова для оценки стиля.(2).]
•    Слишком много написано. Людям надоест это читать. [Говорится о характерной особенности представления информации: количестве текста. (1). Использовано собственный оценочный признак. (2).]
•    Она не вынуждает людей делать прививку,  и  это  будет убеждать их. [Неявное упоминание о манере изложения: аспект стиля. (2).]
•    Нет, стиль написания очень формальный. [Спорное, но возможное  использование собственного оценочного слова - "формальный» (2).]

 

 Код 1:    Точное обращение к тексту и соотнесение  скорее его содержания, чем стиля с высказыванием  "быть доброжелательным и убедительным". Мнение о том, преуспела ли Ирина Николаевна, утверждается явно или неявно.
Примеры ответов:
•    Нет, никаким образом текст о необходимости делать прививку может быть доброжелательным и убедительным.
•    Да, она преуспела. Она предлагает много возможностей и подходящее время для иммунизации против гриппа. Она также дает советы об укреплении здоровья.

 Код 0:    Дан несоответствующий или неуместный ответ.
Примеры ответов:
•    Да, это заставляет его выглядеть, как , если бы это была хорошая мысль.
•    Да, он доброжелательный и убедительный. [Эти слова не соотнесены с какой-либо особенностью.]
•    Не, это не срабатывает.
•    Нет, так как часть информации  неправильная. [Обращается к содержанию, не устанавливая какую-либо связь с высказыванием "доброжелательный и убедительный».]
•    Да, иллюстрации убедительные, и стиль объявления также приемлемый  [Высказывание: «Иллюстрации убедительные» не выходит за рамки слов, использованных в самом вопросе. Высказывание: «Стиль объявления также приемлемый» -  слишком неясное.]
•    Ей удалось, легко читается и понятно.  [Использованные слова не  достаточно определенные.]
•    Я думаю, что ей  это хорошо удалось. Она выбрала рисунки и интересный текст. [Рисунки никак не оценены, а высказывание  «интересный текст» слишком неясное.]


ИЛИ            Просматривается неточное понимание материала или дан неправдоподобный или неуместный ответ.

Примеры ответов:
•    Да, все должны сделать прививки.
•    Нет, рисунки не имеют никакого отношения к тексту.  [Неточный]
•    Да, потому что она хотела, чтобы люди беспокоились о возможности заразиться гриппом.  [Противоречит мысли  «доброжелательный и убедительный».]
•    Это хорошо, но ведь это только одно мнение. [Неуместный]
•    Да, в нем дана краткая информация о том, что им  надо делать, чтобы остановить грипп. [Неуместный – обращается к содержанию  текста, но нет  связи с поставленным вопросом.]
•    Да, она просто сообщает факты.  [Неуместный]
•    Да, потому что больше людей следует иммунизировать. [Дается общее мнение об иммунизации, но не говорится ни о стиле, ни о деталях содержания.]
•    Да, потому что никто не хочет заболеть. Все хотят иметь хорошее здоровье. [Неуместный]

Вопрос 8: ГРИПП    R077Q04
     В информационном листке говорится, что если вы захотите защититься от вируса гриппа, то прививка против гриппа …
A    более эффективна, чем гимнастика и здоровый рацион питания, но более рискованна.
B    полезна, но она не заменяет гимнастику или здоровый рацион питания.
C    так же эффективна, как и гимнастика и здоровый рацион питания, и требует меньших усилий.
D    не требуется, если вы много занимаетесь гимнастикой и соблюдаете здоровый рацион питания.


Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретайия текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: На работе
Код 1:    Ответ В – «полезна, но она не заменяет гимнастику или здоровый рацион питания»
Код 0:    Другие ответы.

 

 Вопрос 9: ГРИПП    R077Q05-0129
     В информационном листке говорится:
КОМУ СЛЕДУЕТ ПРОЙТИ ИММУНИЗАЦИЮ?
   Каждому, кто заинтересован защитить себя от вируса
     После того, как Ирина Николаевна распространила информационный листок, ее коллега сказала ей, что нужно исключить слова «Каждому, кто заинтересован защитить себя от вируса», потому что они вводят людей в заблуждение.
     Согласны ли вы с тем, что эти слова вводят в заблуждение и их следует исключить из текста?
     Объясните свой ответ.

Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Сплошной
Ситуация: На работе
Код 2:        Выделенная часть текста оценивается с позиции высказывания «вводить в заблуждение», при этом говорится, что имеется потенциальное противоречие. («Кому следует пройти иммунизацию?  Каждому…» против «Кого не следует иммунизировать?»). Объяснение того, в чем именно заключается противоречие, может быть дано или не дано совсем. Согласие или несогласие утверждается явно или неявно.
Примеры ответов:
•    Да, для некоторых людей опасно проходить иммунизацию (например, беременным женщинам).  [Описано противоречие.]
•    Нет, потому что вам надо прочесть другую пару строк, чтобы понять, что некоторым людям не следует делать прививку и что ей в общем хочется, чтобы  люди делали ее.
•    Да, потому что она говорит  «каждый» может, а затем она перечисляет людей, которым не следует проходить иммунизацию.  [Противоречие определено.]
•    В этой строке предлагается, что  всем  людям следует делать прививку, а это неверно.  [Противоречие кратко определено.]
•    Да, до некоторой степени! Может быть: «Каждый, кто заинтересован  защитить себя  от вируса, но не имеет следующих симптомов или болезней».  [Предложенная перефразировка показывает понимание противоречия.]
ИЛИ        Выделенная часть текста оценивается с позиции высказывания «вводить в заблуждение», при этом показано, что рассматриваемое высказывание может быть преувеличением (т.е., Не все нуждаются в иммунизации или иммунизация не обеспечивает полную защиту.)  Может быть объяснено или не объяснено, в чем заключается преувеличение. Согласие или несогласие выражается явно или неявно.
Примеры ответов:
•    Исключить, потому что иммунизация не является гарантией, что вы не заболеете гриппом.
•    Я не согласен, хотя это и звучит так, что вы обязательно заболеете гриппом, если не сделаете прививку.
•    Прививка не обеспечивает полную защиту.
•    Исключить, потому что не все заболевают гриппом, особенно, если вы бодры и здоровы.
•    Да, я согласен, потому что это заставляет прививку выглядеть лучше, чем она есть. [Указывается на преувеличение, хотя конкретно  не определяется, в чем оно состоит.]

 

 Код 1:    Выделенная часть текста оценивается, но не  с позиции высказывания «вводить в заблуждение».
(1)    Показано, что утверждение является достаточно сильным, эффективным и/или убедительным, но не упоминается о потенциальном противоречии или о том, что оно вводит в заблуждение; ИЛИ
(2)    Показано, что утверждение  «Каждому, кто заинтересован защитить себя от вируса» является излишним, так как оно утверждает очевидное.
    Примеры ответов:
•    Было бы лучше его оставить, так как оно будет убеждать людей. [1]
•    Его следовало бы оставить, так как оно позволяет выделиться обращению к людям . [1]
•    Я думаю, что эти слова следовало бы исключить, потому что в них не говорится о том, что все хотят защититься от вируса, даже если это делается не с помощью иммунизации. [2]

 

 Код 0:    Дан несоответствующий или неясный ответ или утверждается о «введении в заблуждение» без объяснения.
Примеры ответов:
•    Оставить, оно хорошее.  [Объяснения нет.]
•    Им бы следовало поместить там  вместо заголовка другой рисунок. [Нет объяснения.]
•    Да, это предложение вводит в заблуждение и может вызвать проблемы.  [Нет объяснения.]
ИЛИ   Просматривается неточное понимание материала или дан неправдоподобный или неуместный ответ.
Примеры ответов:
•    Его следовало бы  исключить, так как каждый имеет право решать за себя. [Непонимание замысла текста: это не приказ.]
•    Я думаю, что слово ГРИПП следовало бы поставить перед словом ВИРУСА, потому что люди, только взглянув на него, могут подумать, что речь идет о другом вирусе, а не о вирусе гриппа.  [Неправдоподобное объяснение высказывания «вводить в заблуждение».]
•    Да, люди могут заинтересоваться, но, возможно, они испугаются иголок. [Неуместный]

Вопрос 10: ГРИПП    R077Q06

     Используя содержание информационного листка, укажите, кому из сотрудников «АКОЛ» следует обратиться к Ирине Николаевне?
A    Станиславу из магазина, который не хочет проходить иммунизацию, потому что больше надеется на свой природный иммунитет.
B    Продавщице Даше, которая хотела бы знать, является ли иммунизация обязательной для всех.
C    Эльвире из почтового отделения, которая хотела бы пройти иммунизацию этой зимой, но через два месяца она ожидает рождения ребенка.
D    Михаилу из бухгалтерии, который хотел бы пройти иммунизацию, но будет в отпуске в течение недели, начиная с 17-го ноября.

Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Сплошной
Ситуация: На работе

Код 1:    Ответ D – «Михаилу из бухгалтерии, который хотел бы пройти иммунизацию, но будет в отпуске в течение недели, начиная с 17-го ноября»
Код 0:    Другие ответы.
 

 

 Приложение 1

PISA-2000.  Группа заданий "Грипп". Скриншоты.  URL:    http://school6vyazniki.ucoz.ru/test/PISA_2000.pdf



 

 

 

 


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

СКРИНШОТЫ

URL:  http://www.oecd.org/pisa/38709396.pdf

 

 

 a1e

 

a2e

 

 

a4e

 

 

a5e

 

 a6e

 

 a7e

 

a8e

 

a9e

 

a10e

 

a11e

 

a12e

 

a13e

 

 

 Приложение 2

PISA-2000.  Группа заданий "Грипп". Скриншоты.  URL:    http://school6vyazniki.ucoz.ru/test/PISA_2000.pdf

 

 

 

 

  

 

 

 

................................................................................................................

 

Архив сайта

URL:   http://www.ekk.edu.ee/vvfiles/0/.pdf      Внимание!  Ссылка не работает! Май 2018 года. Страницы удалили или поменяли адрес!


 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна