Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анализ закона "Об образовании". Сборник статей. Статья 1. Угрозы нового закона «Об образовании в Российской Федерации» для студентов и преподавателей. Статья 2. Чем грозит новый закон “Об образовании в Российской Федерации”?

4.03.2013 22:44      Просмотров: 10698      Комментариев: 0      Категория: Законодательство России: образование

Статья 1

Угрозы нового закона «Об образовании в РФ» для студентов и преподавателей

Источник информации - http://www.eduhelp.info/page/ugrozy-novogo-zakona-ob-obrazovanii-v-rf-dlja-studentov-i-prepodavatelej .  Воскресенье, 3 марта 2013 года.
 

Угрозы нового закона «Об образовании в РФ» для студентов и преподавателейУгрозы нового закона «Об образовании в РФ» для студентов и преподавателей

ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Отбирает у детей-сирот льготы на поступление в вузы (новый закон нарушает п.1. ст. 7, п.1 ст.39, п.1. ст.39, п.2. ст.55 Конституции РФ).

2. Уничтожает государственные гарантии на получение бесплатного высшего образования для людей старше 30 лет (пункт 2 ст. 100 противоречит п. 3 ст. 43 Конституции РФ).

3. Ухудшает экономическое положение обучающихся, вводя 100%-ную оплату проживания в студенческом общежитии, вместо 5%-ной оплаты (закон нарушает п. 2 ст. 55 Конституции РФ).

4. Лишает студентов-сирот полного государственного обеспечения обучения и содержания в образовательном учреждении.

5. Вносит неясность в установление размера стипендий (не соотносит её с прожиточным минимумом в регионе) (пп. 9 и 10 ст. 36 нарушают п.2 ст. 55 Конституции РФ).

6. Лишает обучающихся права на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев (закон нарушает п.2 ст. 55 Конституции РФ).

7. Лишает студентов, совмещающих работу с учёбой, права на сокращённую рабочую неделю (закон нарушает п.2 ст.55 Конституции РФ, Ст. 173 Трудового кодекса РФ).

8. Лишает права участвовать в управлении образовательной организации, в том числе, права голоса при принятии решений, касающихся реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, в котором получает образование студент (ст.6, ст.8, п. 12 ст. 22 нарушают п.1 ст.32 Конституции РФ).

9. Уничтожает светский характер образования (ст. 87 закона нарушает ст.13, 14, 19 Конституции РФ).

10. Лишает студентов возможности получить качественное бесплатное высшее образование по ряду специальностей (учитель, педагог-психолог, инженер и др.) из-за принудительного перевода на бакалавриат, с научно необоснованным сокращением образовательных программ. Хотя по этим специальностям программа полноценного обучения не может быть реализована в рамках бакалавриата (закон нарушает п.3 ст. 43 Конституции РФ).

11. Лишает возможности получить бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности (закон нарушает п.2 ст.55 Конституции РФ).

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:

1. Значительно ухудшает социально-экономическое положение работников образования. В ст.47 отсутствует упоминание о социально-экономических правах педагогических работников и гарантиях их реализации (продолжительности рабочего времени; нормативах нагрузки преподавателя и иных социальных гарантиях), что уже сейчас привело к правительственному распоряжению №2620-р от 30 декабря 2012 г. «Дорожной карте», в которой к 2018 году запланировано увеличение "количества учащихся на одного преподавателя": в детсадах – с 8,7 до 9,8, в школах – с 10,9 до 13, в вузах – с 9,4 до 12. Педагогическая нагрузка будет определяться уставом или локальными актами учреждения (ст.47 нарушает п.2 ст.55 Конституции РФ и Трудовой кодекс РФ)

2. Позволяет перевести всех работников образования на нормативно-подушевую систему оплаты труда (83-ФЗ), а, следовательно, приведёт к дисбалансу в оплате труда и снижению внутренней мотивации преподавателей (ст. 47 нарушает п. 2  ст. 55 Конституции РФ и Трудовой кодекс РФ).

3. Лишает надбавок за ученую степень и ученое звание (п.11 ст.108).

4. Разрешает произвольное сокращение любой должности педагогических работников, без общественных слушаний и согласования с работниками образования (п.2 ст.46 нарушает п.1 ст.32 Конституции РФ).

5. Позволяет вводить запрет на собственную и альтернативную научную точки зрения, называя их «недостоверными сведениями» (п.3 ст. 48 может очень широко толковаться, что создает условия для нарушения ст.13, п.1. и 4.ст. 29 Конституции РФ).

6. Позволяет переводить преподавателей и руководителей детских садов, школ, техникумов и вузов на “эффективный” (срочный) контракт без их на то согласия («Дорожная карта»). В настоящее время практикуется увольнение директоров школ без объяснения причин.

7. Лишает научно-педагогических работников национальных и федеральных университетов права на выборы руководителя организации, права голоса в создании, принятии и изменении устава образовательной организации; права на участие в управлении образовательной организацией, передавая все полномочия руководителю организации (ст. 10, ст.25 нарушают п.1 ст.32 Конституции РФ).

Присоединяйтесь к кампании за восстановление конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере образования!

Сбор подписей осуществляется на Демократоре: http://democrator.ru/problem/10254  

 

 Статья 2

Чем грозит новый закон “Об образовании в РФ”?


Источник информации - http://www.garagebiz.ru/view/chem_grozit_novyj_zakon_ob_obrazovanii_v_rf/zakoni


21 декабря, Госдума под шум, созданный концом света, «антимагнитским» законом, приняла в третьем чтении подготовленный Минобрнауки закон "Об образовании в РФ". Этот важен не менее чем так называемый «антисиротский» закон.


Многие эксперты считают, что вместо конца света в Россию пришел «конец образования».

Этот спорный законопроект обсуждали с 2009 года. С того времени, как он поступил из правительства в Госдуму, в комитет с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений. И даже при голосовании в думе закон не вызвал единогласного одобрения. КПРФ и «Справедливая Россия» голосовали против, отмечая, что он не решает задач по обновлению образования, а напротив, усугубляет кризис в этой сфере.

Однако перевес голосов был на стороне «Единой России» и «ЛДПР».

Сами разработчики утверждают, закон не только сохраняет, но и расширяет госгарантии бесплатного образования: бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное гарантируется всем, а высшее – на конкурсной основе.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ, по которым будут даны особые распоряжения. Довольно большое место в законопроекте уделено языку обучения. Все дети имеют право получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России.

Говорится также о повышении доступности образования за счет расширения спектра форм обучения: в законе упоминаются модульные и дистанционные технологии обучения, хотя и не прописано, как они будут внедряться.

Однако здесь есть и пункты, которые вряд ли понравятся многим россиянам, таких много. Изменения коснутся всех уровней, начнем с самой первой ступени.

Детсад

Самое главное изменение связанное с начальным образованием это отмена нормы, согласно которой плата за детские сады для родителей ограничивалась 20% затрат государства на содержание ребенка.

Вместо этого вводится компенсация части родительской платы «за присмотр и уход за детьми»: 20% за первого ребенка, 50% за второго и 75% за третьего и последующих детей. Выплата таких компенсаций становится еще одним расходным обязательством субъектов РФ. Дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми.

Проект разъясняет, что "присмотр и уход" - это меры по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания. А дошкольное образование предполагает получение элементарных знаний и умений.

Плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей. Стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет. При этом в плату за присмотр и уход нельзя включать расходы на реализацию образовательной программы и содержание недвижимости. При таком раскладе плата за детский сад может увеличиться более чем в 10 раз.

В законе есть и другие спорные тезисы: гарантируется преемственность, но только «основных образовательных программ», то есть дошкольного и среднего школьного образования; получается, что школа не обязана давать минимальный уровень знаний, достаточный для поступления в вуз.

Школа

Большую озабоченность вызывает отсутствие в тексте закона таких слов как «лицей» и «гимназия». Это не означает, что лицеи и гимназии будут закрыты – просто финансирование они получат на общих основаниях, без добавок на факультативы и дополнительные занятия, которые отличают их от обычных средних школ.

По всей видимости, более сложные образовательные программы для одаренных детей станут платными. То есть престижное школьное образование перестанет быть доступным талантливым детям из малообеспеченных семей.

А индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов допускается только в средних и старших классах. Преимущественное право записи в школу есть у тех, кто проживает на закрепленной территории.

Ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов (объем учебных часов будет даже больше, чем сейчас). Но с другой стороны, за занятия сверх прописанных в стандартах школа имеет право брать плату.

Изучение религии из факультатива превращается в обязательную дисциплину, причем содержание предмета должно пройти экспертизу в «в централизованной религиозной организации». То есть, по всей видимости, детям будут преподавать именно основы религиозных учений, а не объективную информацию о существующих культах.

Школьная форма, в соответствии с документом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений.

Новым законом закрепляется ЕГЭ как форма школьного выпускного и вузовского вступительного экзамена, теперь аттестат будет действителен три года
Другое новшество – развитие инклюзивного образования для детей-инвалидов: предполагается, что они будут учиться в обычных школах со всеми остальными детьми.

Учителя могут официально заниматься репетиторством, но, правда, не со своими учениками. Когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников, происходит «конфликт интересов педагогического работника».

Тут есть и определенные плюсы - зарплата учителей не может быть ниже средней по экономике региона.

ВУЗ

Вузовское образование будет разделено на три ступени: бакалавриат, специалитет и магистратура.

Одним из самых громких изменений стала отмена многих льгот при поступлении в высшие учебные заведения. Зачислять вне конкурса будут победителей федеральных олимпиад и конкурсов, победителей Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр. На поступление в пределах особой квоты могут рассчитывать дети-инвалиды и инвалиды 1 и 2 групп. В проекте говорится, что квота для них не может быть меньше 10 процентов.

По-прежнему остается целевой прием по заказу местных властей. Он не может составлять больше 15 процентов мест. При этом проект предусматривает материальную ответственность выпускника, не поехавшего работать туда, откуда он прибыл, и работодателя, если он не предоставил вакансию. Но выпускника обяжут возместить все расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, к ним, в частности, относится стипендия, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат. Тот, кто направил целевика в вуз, а потом не смог предоставить ему работу по специальности, тоже заплатит штраф.

А всех остальных, могут зачислить на бесплатные подготовительные отделения вузов. В эту группу попадают многочисленные льготники: дети военнослужащих, прокуроров, чернобыльцы, участники боевых действий, сироты, ликвидаторы и др. Они же и будут иметь через год преимущественное право при зачислении. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.

Ужасна отмена льгот на получение высшего образования для детей-сирот. В России и без того лишь 10 % выпускников детских домов успешно социализируются. При этом студенты-сироты составляют не более 1-2 % от общего числа абитуриентов.

Меняется формула расчета числа бюджетных мест в вузах: вместо 170 на 10 тысяч населения будет 800 на 10 тысяч граждан от 17 до 30 лет.

По мнению ряда экспертов, это приведет к снижению доступности бесплатного высшего образования, в ближайшие 5 лет новый закон сократит количество студентов примерно на 700 тысяч человек.

Новый закон снимает ограничение на плату за студенческое общежитие. Ранее она не должна была превышать 5% от стипендии, по новому закону размер платы определяется «локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся».

И еще одна плохая новость о зарплате преподавателей вузов – в новом законе отсутствуют надбавки за ученые степени и звания для докторов, доцентов и профессоров.

Проект закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам, дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы.

Новый закон обязывает частные вузы участвовать в мониторинге качества наравне с государственными (сейчас это происходит добровольно). Все вузы, признанные неэффективными, будут закрыты до 1 сентября 2013 года.

В случае его одобрения сенаторами и президентом документ вступит в силу с 1 января 2013 года.

25.12.12.  Написал ALYR в 25.02.13, 23:29
 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна