Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Материалы с сайта Scientific.ru . Sim: Критерии эффективности деятельности Министерства образования и науки.

26.01.2013 16:37      Просмотров: 2597      Комментариев: 0      Категория: Российское государство

Sim - 18.01.2013 12:50

Scientific.ru -  Бытие российской науки

Критерии эффективности деятельности МОН

Источник информации - http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1358499026

Сказали мне, что эта дорога приведет меня к Океану смерти... (А. и Б. Стругацкие)


ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА:

Ранее на форуме возникала мысль сформулировать критерии, по которым можно было бы оценивать эффективность МОН: «Как оценить эффективность МОН?» (sim)

Как я уже писал, главным критерием эффективности МОН, на мой взгляд, может являться только одно - выполнение заранее и открыто разработанной программы. Тем не менее, попытка сформулировать критерии для оценки текущей деятельности МОН также показалась мне интересной. Поэтому такая попытка и была сделана: «Re: Критерии эффективности деятельности МОН 1.3 (Продолжение)» (sim)

Ниже я предлагаю для обсуждения окончательный (в моём понимании) вариант таких критериев, хотя, и понимаю, что ситуация несколько изменилась: «Правительство опубликовало «дорожную карту» развития системы образования до 2018 года.» (2013)

Эти критерии сформулированы, исходя из следующих соображений:
1. Их не должно быть очень много.
2. Они должны быть разработаны в интересах населения РФ, рассматриваемых в исторической перспективе.
3. Они должны играть роль управляющих параметров, при помощи которых граждане РФ могли бы влиять на деятельность МОН.
4. Они должны соответствовать Конституции РФ, закону РФ «Об образовании», заявленным целям и задачам Минобрнауки ( http://минобрнауки.рф/ )
5. Они должны быть сформулированы, исходя из того, что МОН существует для развития науки и образования в России, а не наоборот.
6. Они могут изменяться с течением времени в соответствии с представлениями граждан РФ и экспертного сообщества об эффективности деятельности МОН.
7. Прежде, чем оценивать деятельность МОН по вводимым показателям, необходимо дать время для работы по этим показателям (хотя, возможна и ретроспектива).

При формулировке критериев принимается, что:


Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому, посредством которого формируется свободная и ответственная личность и раскрываются творческие и физические способности человека.

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать и использовать полученные знания для решения практических задач.

Критерии представлены в следующем формате:

#. Сфера деятельности Минобрнауки
#.#. Показатель эффективности деятельности
#.#.#. Критерий выполнения показателя – значение критерия

-------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (Минобрнауки):

1. Компетентность и численность работников Минобрнауки:

1.1. Кадровый состав Минобрнауки
1.1.1. Процент работников Минобрнауки, имеющих стаж научной и/или педагогической работы не менее 5 лет – не менее 50 % с тенденцией к ежегодному росту

1.2. Численность работников Минобрнауки
1.2.1. Процент от общего количества бюджетных средств, расходуемых в РФ на науку и образование, идущий на содержание инфраструктуры и штата Минобрнауки – сегодняшний % с тенденцией к ежегодному снижению

2. Дошкольное образование:

2.1. Обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями
2.1.1. Число заявок на места в детских дошкольных учреждениях, не обеспеченных этими местами – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному снижению.

2.2. Кадровый потенциал работников детских дошкольных учреждений
2.2.1. Процент воспитателей детских дошкольных учреждений с базовым педагогическим образованием – сегодняшний % с тенденцией к ежегодному росту

2.3. Оплата труда работников детских дошкольных учреждений
2.3.1. Отношение минимального базового оклада воспитателя детского дошкольного учреждения к средней по экономике страны – 100%

2.4. Обеспечение деятельности детских дошкольных учреждений
2.4.1. Средние расходы (из бюджетов всех уровней и внебюджетные) в расчете на одного воспитанника детского дошкольного учреждения – сегодняшний объем средств с тенденцией к ежегодному росту

2.5. Здоровье детей
2.5.1. Отношение числа выпускников детских дошкольных учреждений, имеющих хронические заболевания (по результатам обследования в школах), к числу детей с хроническими заболеваниями, поступивших в детские дошкольные учреждения – сегодняшний % с тенденцией к ежегодному снижению

3. Школьное образование:

3.1. Обеспеченность населения школьными учреждениями
3.1.1. Процент от общего числа учеников школ, которые проживают не далее, чем 1 км от школы – сегодняшний % с тенденцией к ежегодному росту.

3.2. Кадровый потенциал работников школьных учреждений
3.2.1. Процент учителей с базовым педагогическим образованием по преподаваемому предмету – 100%.

3.3. Оплата труда работников школьных учреждений
3.3.1. Отношение минимального базового оклада учителя школы к средней по экономике страны – 120%

3.4. Обеспечение деятельности школьных учреждений
3.4.1. Средние расходы (из бюджетов всех уровней и внебюджетные) в расчете на одного школьника – сегодняшний объем средств с тенденцией к ежегодному росту

3.5. Здоровье детей
3.5.1. Отношение числа учащихся 9-ых классов, имеющих хронические заболевания, к числу этих же учащихся, имеющих хронические заболевания при поступлении в первый класс – сегодняшний % с тенденцией к ежегодному снижению

3.6. Профилактика правонарушений
3.6.1. Число школьников, совершивших какое-либо (любое) правонарушение – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному снижению

3.7. Профориентация
3.7.1. Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях и кружках по интересам – сегодняшний % с тенденцией к ежегодному увеличению

3.8. Качество образования
3.8.1. Средний балл ЕГЭ, рассчитанный по специальной методике (методика расчета и значение этого балла требует отдельного обсуждения)

4. Среднее профессиональное образование:

4.1. Обеспеченность средними специальными учебными заведениями (ссузами)
4.1.1. Абсолютное число учащихся ссузов – число учащихся, вычисленное как определенный процент от числа рабочих мест в экономике

4.2. Кадровый потенциал работников ссузов
4.2.1. Процент преподавателей с базовым педагогическим образованием и/или опытом работы на производстве (по соответствующей профессии) не менее 5 лет – 100 %.

4.3. Оплата труда работников ссузов
4.3.1. Отношение минимального базового оклада преподавателя ссуза к средней по экономике страны – 150%

4.4. Обеспечение деятельности ссузов
4.4.1. Объем привлеченных внебюджетных средств в расчете на одного учащегося – сегодняшний объём с тенденцией к ежегодному росту

4.5. Профилактика правонарушений
4.5.1. Число учащихся ссузов, совершивших какое-либо (любое) правонарушение – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному снижению

4.6. Качество образования
4.6.1. Процент выпускников ссузов, устроившихся на работу по выбранной специальности или поступивших в вуз в течение года после окончания ссуза – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному росту.

5. Высшее профессиональное образование:

5.1. Обеспеченность высшими учебными заведениями (вузами)
5.1.1. Среднее число студентов (любой формы обучения) на одного преподавателя – сегодняшние 9,4 с тенденцией к ежегодному снижению.

5.2. Кадровый потенциал работников вузов
5.2.1. Процент преподавателей, имеющих базовое образование по преподаваемой дисциплине и/или соответствующий опыт работы не менее 5 лет – сегодняшний % с тенденцией к ежегодному росту.
5.2.2. Процент преподавателей, имеющих ученые степени докторов и кандидатов наук – не менее 60%.

5.3. Оплата труда работников вузов
5.3.1. Отношение минимального базового оклада преподавателя вуза к средней по экономике страны – 180%

5.4. Обеспечение деятельности вузов
5.4.1. Средние бюджетные расходы государства в расчете на одного студента, обучающегося за счёт средств бюджета – сегодняшние расходы с тенденцией к ежегодному росту (при условии, что стоимость обучения для студентов, обучающихся на платной основе, не может быть ниже этой суммы для соответствующей специальности).

5.5. Профилактика правонарушений
5.5.1. Число учащихся вузов, совершивших какое-либо (любое) правонарушение – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному снижению

5.6. Качество образования
5.6.1. Объем привлеченных внебюджетных средств в расчете на одного студента (любой формы обучения) – сегодняшние объемы с тенденцией к ежегодному росту.
5.6.2. Число вузов страны, входящих в Шанхайский рейтинг ( http://www.shanghairanking.com/ ) – 3 с тенденцией к медленному росту.

6. Послевузовское образование:

6.1. Обеспеченность населения кадрами высшей квалификации (докторами и кандидатами)
6.1.1. «Стоимость» диссертации, рассчитанная как общее количества бюджетных средств, расходуемых в РФ на науку и образование, которое приходится на одну защищенную диссертацию – сегодняшняя сумма с тенденцией к медленному ежегодному росту

7. Наука:

7.1. Количество научных учреждений
7.1.1. Число научных лабораторий и центров мирового уровня (определение понятия «мировой уровень» обсуждается) – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному росту.

7.2. Финансирование научных исследований
7.2.1. Объем средств, выделяемых из всех источников для финансирования научных исследований на конкурсной основе (условия конкурсов обсуждаются) – сегодняшний объем с тенденцией к ежегодному росту.

7.3. Результативность научных исследований
7.3.1. Число статей в высокоимпактных журналах (нижняя граница обсуждается) и/или внедренных в производство инноваций в расчете на одного ученого со степенью кандидата или доктора наук – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному росту.

8. Просветительская деятельность и пропаганда достижений науки и техники:

8.1. Количество мероприятий, финансируемых на конкурсной основе (условия конкурсов обсуждаются)
8.1.1. Общий тираж научно-популярных и просветительских печатных изданий – сегодняшний тираж с тенденцией к ежегодному росту.
8.1.2. Число просветительских и научно-популярных передач на радио и телевидении – сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному росту.

8.2. Качество мероприятий
8.2.1. Число кандидатов и докторов наук, привлеченных к просветительской и популяризаторской деятельности –сегодняшнее число с тенденцией к ежегодному росту.

----------------------------------------------------------------------------------------
Отредактировано 18.01.2013 13:17

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна