Сборник статей. Николай Зайцев против модернизаторов. 1. Эрдниев Пюрвя Мучкаевич профессор, академик РАО. Трудности во имя амбиций? 2. Людмила Аполлоновна Ясюкова. Обучение чтению и грамматике русского языка. Методики Н.А. Зайцева.

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич: "Путь от абстрактного к конкретному как раз и создает надуманные трудности. В то время как у Зайцева, скажем, трехлетние дети играючи осваивают чтение по "Кубикам". Людмила Аполлоновна Ясюкова: "Сейчас существует единственная программа, использующая зрительный метод обучения чтению — это "Кубики Зайцева".


Эрдниев Пюрвя Мучкаевич, профессор, академик РАО


Трудности во имя амбиций?

Источник информации — http://www.metodikinz.ru/opin/?page=.sci.erdni

 

Академик В.В. Давыдов пишет: "Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями: последние выводятся учащимися из общего и абстрактного, как из своей единой основы".

Такой же позиции придерживались в ряде сочинений Д. Эльконин, В. Краевский и другие.

На противоположной позиции стоит методист-новатор Н. Зайцев:

"Принцип первый — от конкретного к абстрактному или, в более современной трактовке, — от конкретно-образного к словесно-логическому.

Абстракция опасна именно на первых порах обучения.

Традиционные же методики с различной степенью изобретательности не могут уйти от поспешного ввода терминологии: согласные — гласные, звонкие — глухие, буквы — звуки, слоги.

Если же взять наше пособие "Кубики Зайцева" для обучения детей чтению с двух лет (а можно и раньше!), то станет ясно, что мы отказались от объяснений, как и почему буквы (звуки? — Анатолий Краснянский)  бывают твердые и мягкие".

…Многие ныне поклоняются тезису "развивающегося обучения" , а именно — обучению на "высоком уровне трудности".

Путь от абстрактного к конкретному как раз и создает надуманные трудности.

В то время как у Зайцева, скажем, трехлетние дети играючи осваивают чтение по "Кубикам".
Сравниваемые выше тезисы сформулированы все же в теоретическом плане, и поучительно здесь привести мнения других авторов.
Вот одно из таких суждений: "…от конкретного к частному через абстракцию снова к конкретному и частному — придает теории свой определенный смысл и значение". Цитата эта из произведений знаменитого математика Куранта.

Надо отметить, что акцент Давыдова на абстрактные знания как исходный элемент учебного познания не только не находит весомой поддержки в теоретическом плане, но был отвергнут практикой массовых школ.

Десяток лет назад школьное математическое образование поистине лихорадило. Тогда пытались его построить на понятии теории множеств. Памятен также случай, когда профессор Виленкин "добивался" повсеместного изучения в пятых классах десятичных дробей прежде дробей обыкновенных.

Или еще. До сих пор в действующих программах педучилищ следуют Бурбакам, "основывая" понятие сложения целых чисел через понятие… "соединение множеств".

Всюду в этих случаях нарушается принцип историзма (методический аспект), приводящий к нарушению дидактического принципа доступности знания, главного критерия хорошего учебника вообще.

Так называемый "высокий уровень трудности" возникает, если авторы ограничиваются лишь второй половиной трехчленной формулы познания "конкретное — абстрактное — конкретное".

Поучителен и наш опыт издания системы учебников математики для всех классов девятилетней школы. Работа по этим книгам учителей Магадана и Орши, Братска, Екатеринбурга и других регионов, не говоря уже об Элисте, подтверждает, что технология УДЕ (укрупнения дидактических единиц) потому действенна, сто снимает надуманные "трудности" , заставляя и учителя, и ученика действовать в пределах проверенной поколениями и еще никем, кроме некоторых академиков РАО, не отмененной логики познания.

"Педагогический вестник", 1995 г.

 

Людмила Аполлоновна Ясюкова

Обучение чтению и грамматике русского языка. Методики Н.А. Зайцева

Источник информации — http://www.metodikinz.ru/opin/?page=.sci.yasukova1  .

Ясюкова Людмила Аполлоновна — руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, кандидат психологических наук, психолог-консультант, разработчик технологии психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса в школах различного типа и помощи в обучении детям с 1-го по 11-й класс (технология опубликована в 1999-2005 годах, имеет гриф "Госстандарт России")

Все современные программы начальной школы (вне зависимости от авторского коллектива), разработанные для обучения детей грамоте, к сожалению, своей функции не выполняют. Если ребенок поступил в школу, не умея читать хотя бы по слогам, то по учебникам, какие используются в 1-м классе, читать он не обучается.

   Только усиленная дополнительная помощь родителей или специалистов (педагогов, психологов, логопедов) приводит к положительным результатам, и ребенок, наконец, к концу второго класса начинает читать.

Однако вторая проблема так и остается нерешенной: дети, которые могут писать грамотно, окончив школу, составляют ничтожный процент (менее 10 %). Неграмотное, безобразное письмо является бичом не только начальной, но всей современной  отечественной школы (высшей — Анатолий Краснянский). И это — результат метода обучения, который построен на фонематическом анализе слов и формирует слуховую доминанту. В результате дети пишут так, как слышат. А надо писать так, как видят, поскольку в русском языке произношение и написание не совпадают.

Грамотно могут писать только те школьники, которые учились чтению зрительным методом. Раньше (до 1982 — 1985 годов) именно зрительным методом в школе чтению и обучали, и таких проблем с неграмотностью не было.

Сейчас существует единственная программа, использующая зрительный метод обучения чтению — это "Кубики Зайцева".

Дети, которые до школы научились читать по "Кубикам Зайцева", не только с удовольствием много читают, но и пишут грамотно. Обучение по методике Н.Зайцева поощряет стремление к чтению, делает его любимым занятием, а не отвращает от него, что является почти обязательным следствием работы по традиционным программам.

Сам процесс обучения построен на привычной для детей игре в кубики. Из них не только дома можно строить, но и слова складывать. Если трёхлетний ребенок получает эти кубики для игры наравне с обычными игрушками, играет в них тогда, когда захочет, то уже через 1-2 года он начинает читать, тянется к книге. И это занятие ему нравится, чтение не вызывает затруднений, и он понимает всё, что читает.

По "Кубикам" легко учиться. И не только одному ребенку, но и в группе. При грамотно построенном обучении (в соответствии с рекомендациями, прилагаемыми автором) дети начинают читать через 2-4 недели.

В кубиках легко ориентироваться, т.к. в зависимости от типа, они различаются по цвету, объёму, звучанию заключённого в них наполнителя и даже весу. Легко отыскивать нужную букву: она повторяется на всех гранях кубика в складах. Буквы крупные, что позволяет ребенку легко производить разложение слова на элементы: буквы и склады. Он с удовольствием составляет и разбирает различные слова по образцам, играя с кубиками. В такой игре укрепляется зрительная доминанта. В школе дети, обучавшиеся по "Кубикам Зайцева", вспоминают, представляют, думают о том, как слово выглядит, и поэтому пишут грамотно.

"Кубики Зайцева" незаменимы при работе с проблемными детьми, имеющими неврологические осложнения, мозговые травмы, задержки психического развития различной этиологии (в частности, речевого развития, когда дети до 3-6 лет произносят только отдельные звуки). Методика не только позволяет обучить их чтению, но развивает интеллектуально. Они начинают читать и после этого и говорить, правильно строя фразы, и поступают не во вспомогательные или коррекционные школы и классы, а в общеобразовательные школы и даже гимназии. Такие случаи были и в моей практике, т.к. я сама использую методики Н.А. Зайцева при подготовке детей к школе и в работе с проблемными детьми.

Для работы с детьми, которые читать научились, но пишут абсолютно неграмотно из-за принятого фонематического метода, я использую таблицы из пособия Н.А. Зайцева "Русский для всех" и разработанную автором систему упражнений.

 Методика позволяет формировать и закреплять зрительную доминанту, необходимую для грамотного письма. Учебные материалы наглядно представляют все орфографические правила русского языка, примеры и исключения оформлены в логичные схемы. Четкость, наглядность таблиц позволяет ребенку увидеть и усвоить логику правил русского языка. Эти таблицы я рекомендую родителям и использую сама при работе с детьми 3-11 классов. Чем старше дети, тем быстрее они понимают систему правил русского языка и избавляются от неграмотности.

Если бы чтению обучали по "Кубикам Зайцева", а грамматике по "Русскому для всех", в школе было бы намного меньше проблем с не умеющими читать и неграмотно пишущими детьми.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: