А.М. Новиков. Об образовательной деятельности обучающегося. Ключевые слова: самообразование, методы воспитательной деятельности обучающегося; методы учебной деятельности обучающегося; иерархия образовательных проектов.

Анатолий Краснянский: "Много слов, терминов, схем, но при этом очень скучно. Кому нужны эти схемы? Кто в них должен разбираться? Как хорошо, что мне никогда не придется стать студентом педагогического вуза!"

А.М. Новиков

Об образовательной деятельности обучающегося

Источник информации — http://www.anovikov.ru/artikle/obraz_d.htm .

Необходимо предупредить уважаемого Читателя о необычности материала данной статьи. Дело в том, что автор показывал его нескольким своим коллегам. И те при беглом прочтении единодушно высказались аналогично фермеру у М. Твена, впервые в жизни увидевшему в зоопарке жирафа: «этого не может быть!».

Дело в том, что традиционно педагогика строилась на деятельности педагога – учителя, преподавателя, воспитателя. И хотя во всех учебниках педагогики – как школьной, так и профессиональной педагогики – говорится, что обучающийся – это субъект образовательного процесса (а не объект), но о том, как осуществляется процесс его учения, воспитания, развития – полное молчание.

Анатолий Красняский: Новиков или лжет, или не прочитал ни одну толковую книгу по методике преподавания, изданную до 1990 года. Рекомендую: https://avkrasn.ru/category-54.html . 

В первую очередь удивление коллег, читавших данный материал, вызывал разговор о воспитательной деятельности самого обучающегося, о методах этой деятельности. С точки зрения всей традиционной педагогики, да и с точки здравого смысла ребенка, юношу, девушку воспитывают. Но то, что ребенок имеет собственную активность в этом процессе воспитания – у коллег не укладывается в голове. Хотя об этом, к примеру, писали в свое время и Л. С. Выготский,  и В. В. Давыдов, но эти вопросы как-то прошли мимо внимания психологов и педагогов.

Давайте, уважаемый Читатель, рассмотрим несколько примеров.

1. Автор начал показывать своей внучке в возрасте чуть более года мультфильмы на компьютере. Сначала, естественно, короткие по 1-2 минуты, потом обычной продолжительности. Если внучке фильм не нравился, она сползала с дедова колена и уходила. Давайте задумаемся. Отказ – это действие? Да, безусловно. Это действие. Уже в этом возрасте проявляется свобода воли, избирательность интересов. А интересы – это уже из области воспитания.

2.  Школьник знает, что прогуливать занятия нельзя. Но он ставит пробу, эксперимент – а что получится, если я прогуляю? Да еще подобью на это еще пару приятелей. Что я буду делать во время прогула? Что чувствовать? Вряд ли кто-то из читателей этого в детстве и юности хоть раз не проделывал! Но прогул-эксперимент – это действие!

3. Студент утром просыпается по будильнику. Все из дома уже ушли. Ему хочется спать, лень подниматься. Но он преодолевает сонливость и лень и идет в колледж. Преодоление – это действие? Безусловно. Волевое действие.

4. Девушке мать сказала вернуться с гуляния в девять часов вечера. У нее есть выбор: исполнить данное указание или проигнорировать его. Выбор – это действие? Безусловно! Волевое действие.

В этих четырех примерах фигурировали действия. Действия, связанные с направленностью личности. То есть с воспитанием. Но если есть действия, то, естественно, есть и деятельность — воспитательная деятельность самого обучающегося. Также как и его деятельность учения, его деятельность развития.

 

Образовательную деятельность обучающегося мы рассмотрим в аспектах ее логической структуры (формы, методы, средства образовательной деятельности) и ее временнóй структуры (фазы, стадии, этапы).

Логическая структура образовательной деятельности

 

          Формы образовательной деятельности обучающегося

 

Формы образовательной деятельности обучающегося можно подразделить на (рис. 1):

1. Формы самостоятельной образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) без участия педагога (педагогов) и формы совместной деятельности педагога и обучающегося (обучающихся).

Формы самостоятельной образовательной деятельности — это самообразование и самостоятельная образовательная работа. Формы же совместной деятельности обучающегося и педагога мы рассмотрим позже в в другой статье данного цикла.

Самообразование – целенаправленная образовательная деятельность, управляемая самой личностью обучающегося без участия педагога.

Самостоятельная образовательная работа (по традиционной педагогической терминологии – самостоятельная учебная работа) — индивидуальная или групповая образовательная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

2. Образовательная деятельность может осуществляться в:

— образовательном учреждении — в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.);

— в других местах – в библиотеке, в музее, на экскурсии и т.п.;

— дома.

3. Следующая классификация форм образовательной деятельности обучающегося — по системам образования – начального образования, общего среднего образования, начального профессионального образования, высшего образования и т.д.).

4. Классификация форм по способу получения образовательного  статуса: очная, заочная, вечерне-сменная, экстернат, открытая, дистанционная и так далее.

Рис. 1. Формы образовательной деятельности

 


 

Методы образовательной деятельности

 

Переходя к разговору о методах образовательной деятельности обучающегося, необходимо в первую очередь отметить, что в психолого-педагогической литературе об этих методах говорится крайне редко и скупо. А во многих учебниках педагогики и педагогической психологии методы учения – учебной деятельности обучающегося, методы воспитательной деятельности обучающегося вообще не упоминаются – речь в них идет только о методах воспитывающей деятельности педагога и методах обучающей деятельности педагога, по традиционной педагогической терминологии – методах преподавания и воспитания. То есть деятельность обучающегося вообще не рассматривается.

Методы образовательной деятельности обучающегося нам необходимо будет рассмотреть по отдельности: методы воспитательной деятельности обучающегося, методы его учебной деятельности, методы его деятельности по развитию психических процессов.

Методы воспитательной деятельности обучающегося. Если задуматься – в каких понятиях строить методы воспитательной деятельности, то станет понятно, что в понятиях действий. Метод – синоним способ. Способ чего? Естественно, способ действия. Какого рода действия обучающегося могут быть направлены на его воспитание? Наверное, действия типа: побуждение, поступок, оценка, подражание, самооценка, раскаяние и т.п.

Действия принято делить на теоретические и практические:

— теоретическая деятельность имеет целью нахождение и обоснование в процессе мысленного эксперимента способов деятельности практической;

— деятельность практическая имеет целью сознательное изменение элементов мира.

Соответственно, методы воспитательной деятельности обучающегося мы поделили на методы теоретические и практические (рис. 2). В свою очередь, теоретические методы, поскольку воспитательная деятельность неразрывно связана с волевыми и эмоциональными компонентами, условно разделены на собственно интеллектуальные, интеллектуально-эмоциональные и интеллектуально-волевые методы (рис. 2). Суть этих методов понятна из названий. Одно только пояснение: метод упражнения в деятельности — термин взят из переводной педагогической литературы. Под упражнениями в деятельности понимается осуществление обучающимся относительно крупных акций: пойти в туристический поход, собрать радиоприемник или компьютер, поработать в каникулы на стройке и т.д.

В целом предложенный нами комплекс методов воспитательной деятельности обучающегося вовсе не претендует ни на полноту, ни на непротиворечивость. Это только первая прикидка. А сама система методов требует детальных исследований.

 

 

 Рис. 2. Методы воспитательной деятельности обучающегося

 

 Методы учебной деятельности обучающегося. Интересно, что методы учебной деятельности обучающегося близки к методам научно-исследовательской деятельности ученого. Для рассмотрения методов учебной деятельности используются следующие классификации:

— деление методов на теоретические методы и эмпирические методы;

— деление методов на методы-операции и методы-действия[1].

Вся система методов учебной деятельности обучающегося представлена на рис. 3.

Но при этом возникает вопрос – а где же эмпирические методы-действия учения (рис. 3)?

Эмпирические методы-действия учения – это, очевидно, учебные технологии как системы условий, форм, методов, средств для достижения целей учения. Ведь каждый человек, начиная с ребенка, учится по-своему, со своими специфическими особенностями, со своей автодидактикой. Но, если по проблемам педагогических технологий на сегодня мы имеем тысячи публикаций, то, к сожалению, проблема учебных технологий вообще никак не исследовалась.

Методы развития (психических процессов) обучающегося. Развитие психических процессов обучающегося происходит либо попутно в процессе воспитания и обучения, либо целенаправленно. В первом случае развитие психических процессов осуществляется через методы воспитания и обучения. Во втором случае – при целенаправленном развитии памяти, внимания, эмоций и т.д., пожалуй, единственным методом является тренировка[2].

 

Средства образовательной деятельности обучающегося

 

 Как и в любой человеческой деятельности средства образовательной деятельности обучающегося можно объединить в пять групп: материальные, информационные, языковые, логические, математические (рис. 4).

 

  

Рис. 3. Методы учебной деятельности обучающегося.

 

Материальные и информационные средства – это, в традиционном понимании – игрушки (в раннем возрасте), учебное оборудование, учебно-наглядные пособия и т.д.

Но материальные и информационные средства обучения специально создаются другими людьми – не самими обучающимися – издательствами, специализированными заводами, компьютерными фирмами и т.д. – за исключением тех редких случаев, когда наглядные пособия, макеты и т.п. создаются самими обучающимися.

Все остальные средства учения – языковые, логические, математические осваиваются самими обучающимися в ходе самой образовательной деятельности.

Языковые средства: естественные родной и иностранные языки, ряд специальных языков: язык чертежа, электрических схем, дорожных знаков и т.д.; а также специфические научные языки: математики, физики, химии и т.д. и языки искусства. Все эти естественные и искусственные языки являются средствами образования. Начиная с родного языка. Родной язык для ребенка является одним из первых обретений в его социализации и наследовании человеческой культуры. На основе родного языка формируется и развивается мышление ребенка, в том числе понятийное, логическое мышление, развивается его сознание и самосознание, развивается общение с другими людьми, осваиваются другие языки и все учебные курсы.

 Логические средства. Вслед за языком и параллельно с ним у ребенка формируются логические средства деятельности, в том числе образовательной деятельности. Логическое (так называемое словесно-дискурсивное) мышление является высшим уровнем мышления человека, которое формируется постепенно, через наглядно-действенное (в самом раннем возрасте) и образное мышление и заключается в умениях ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять для этого необходимые мыслительные операции и делать правильные умозаключения.

 Математические средства. Формирование математических средств образования начинается с формирования у детей представлений о числе и умении счета и продолжается как в процессе изучения самой математики, так и в других учебных дисциплинах, где применяется тот или иной математический аппарат. Следует отметить, что традиционно сложилось деление людей, начиная с детского возраста, на «естественников», «технарей», якобы способных к изучению математики, с одной стороны, и на «гуманитариев», якобы не способных к изучению математики, – с другой. Но такое деление приводит к совершенно разному образованию этих двух «категорий» людей: парадокс заключается в том, что при необходимости «технарь» может стать «гуманитарием» – таких примеров множество. «Гуманитарий» же поменять свой профиль на математический, естественнонаучный, технический не может в принципе – он не владеет необходимыми математическими средствами. Наверное, это указанное деление людей не может продолжаться бесконечно – в новой эпохе, очевидно, со временем математические средства станут необходимыми всем специалистам.

Между тем, развитие у обучающегося языковых, логических и математических средств образовательной деятельности представляет собой довольно интересную и практически не исследованную проблему. Поясним, что имеется в виду: не изучение родного, иностранных и других языков самих по себе, а именно развитие языковых средств дальнейшего образования обучающегося; не формирование у учащихся логического мышления самого по себе, а развитие логических средств их дальнейшего образования и т.д.

 

 Временнáя структура образовательной деятельности обучающегося. Образовательные проекты

 

Процесс образовательной деятельности обучающегося (его временнýю структуру) мы рассмотрим в логике проекта (см. журнал «Специалист», 2010, № 1.). С позиций обучающегося образовательными проектами являются в современной интерпретации образовательные программы (если не считать обучения и воспитания детей в

 

 

Рис. 4. Средства образовательной деятельности обучающегося

 

самом раннем возрасте  – в семейном воспитании, которое, как правило, родителями не проектируется, а осуществляется интуитивно). Образовательные программы: дошкольного образования, общеобразовательные (начального, основного и полного среднего), начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования охватывают достаточно длительные отрезки времени и для обучающегося являются полными завершенными циклами образовательной деятельности – инновационной, продуктивной. То есть, образовательная программа отвечает всем признакам проекта.

Необходимо оговорить, что на сегодняшний день процесс воспитания и процесс развития психических процессов обучающегося программируются каким-то образом лишь в образовательных программах дошкольного образования. Все остальные образовательные программы, начиная с начальной школы, направлены лишь на учебную деятельность обучающихся – последствия «школы знаний». А в целом – последствия научного типа организационной культуры. Ведь сегодня все содержание образования, отражаемое в образовательных программах, учебных планах и т.д. сводится только к содержанию обучения, формулируемому в понятиях «знать» и «уметь». Аспекты воспитания и развития вообще никак не проектируются (не программируются)! Но ныне уже совсем иная эпоха. И, наверное, необходимы попытки построения содержания образования в каких-то иных понятиях. Может быть, в терминах культуры. А именно – раскрывать его не в понятиях «знание» и «умение» («компетенция»). А в понятиях культуры: «нравственная культура личности», «эстетическая культура», «информационная культура», «гуманитарная культура», «техническая культура» и т.д. При таком под­ходе цели и содержание образования потеряют нынешний технократический, отчужденный по отношению к человеческой сущности характер и переведутся в личностный план. Могут быть и какие-то иные варианты.

 Специфика образовательной программы как образовательного проекта[3] заключается в том, что участие обучающегося в проектировании образовательного процесса, в целеобразовании крайне ограничена, особенно в младших возрастах. Ведь проектируют образовательный процесс другие люди: разработчики содержания образования на федеральном, региональном и местном уровнях, авторы учебников и т.д., а также учителя и преподаватели, поскольку каждый педагог вносит в содержание образования свою личностную интерпретацию.

Отстраненность обучающегося от построения целей образования, очевидно, явление объективное и неизбежное. С рождения и до окончания основной школы обучающийся вообще не имеет возможности выбора (за исключением дополнительного образования в кружках технического творчества, в музыкальных, художественных, спортивных школах и т.п.).

После окончания основной школы обучающийся может выбирать образовательную траекторию – продолжить образование в средней школе с тем или иным профилем, или пойти в профессиональное училище, колледж и т.п. на ту или иную специальность. И так далее. В частности то, что сегодня много внимания уделяется личностно-ориентированному образованию, означает возможность для обучающегося выбора образовательной траектории в имеющемся наборе образовательных программ (а также, в более дробном варианте – подпрограмм). Но не более того.

Даже после окончания профессионального образовательного учреждения, в том числе высшего, в системе повышения квалификации цели и содержание обучения задаются, в основном, извне – другими людьми. И только в режиме самообразования обучающийся имеет полную свободу выбора и может самостоятельно определять цели образовательной деятельности: что ему изучать, чем заниматься, сколько, когда, как и т.д.

В целом фаза проектирования процесса образовательной деятельности – а проектирование образовательных программ относится именно к этой области, поскольку им занимаются не обучающиеся, а специалисты в области образования, подробно нами описана в другой статье (журнал «Специалист, 2010, № 1). Поэтому на ней останавливаться подробно не будем.

Здесь же нам необходимо подробнее остановиться лишь на двух этапах стадии конструирования образовательного проекта – декомпозиции и агрегирования (композиции).

Декомпозиция – это процесс разделения общей цели проектируемой системы – в нашем случае такой системой являются образовательная программа – на отдельные подцели – задачи. Декомпозиция предусматривает разделение общей цели на подцели (задачи), те в свою очередь разделяются на подзадачи и т.д. То есть выстраивается так называемое дерево целей (задач) – выстраивается, соответственно, иерархия образовательных проектов (рис. 5).

Декомпозиция образовательных программ осуществляется разработчиками образовательной документации:

— по дисциплинам (учебным курсам), те, в свою очередь, разделяются по разделам, разделы по темам, темы по отдельным занятиям и т.д. (вариант предметной декомпозиции содержания обучения).

— по модулям (другой вариант, в случае объектной декомпозиции содержания обучения). В свою очередь модуль разделяется на отдельные блоки (зачетные единицы) и т.д.

В общем случае деление заканчивается минимальной неделимой «единицей» учебного процесса – учебной задачей (см. ниже)[4];

Таким образом, образовательный процесс разбивается на многочисленные дробные «клеточки» — проекты, подпроекты, минипроекты (рис. 5).

Агрегирование (композиция). Напомним, что процесс в определенном смысле противоположный декомпозиции это – агрегирование, композиция (дословно – соединение частей в целое). Таким образом – агрегирование – это процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой.

И вот как раз с композицией, агрегированием в образовательном процессе возникают многие проблемы. Дело в том, что декомпозицией, разделением образовательной программы на элементарные «клеточки» – учебные задачи занимаются многие «дяди» и «тети» – от разработчиков учебных программ и учебников до учителей, преподавателей по разным предметам, а все эти «клеточки»-задачи должны «агрегироваться», «композироваться» — объединяться в единое целое представление об образовательной программе всего в одной единственной голове – голове обучающегося. Чего чаще всего этого и не происходит! И это явление (композиция разрозненных компонентов образовательного процесса в нечто единое целое) составляет огромную проблему для педагогики!

Образовательная задача. Итак, несколько выше мы сказали о том, что минимальной «единицей», «клеточкой» учебного процесса является учебная задача. Что же она собой представляет? Если задаться вопросом – что является «клеточкой» содержания обучения, подлежащей усвоению, то, очевидно, напрашивается следующий их набор:

              понятие (в том числе категории). Далее посредством понятий формулируются: факты (в первую очередь – научные факты); утверждения (положения) – аксиомы, теоремы, положения государственных законов и т.п.; на основе понятий, фактов и утверждений строятся их отношения (взаимосвязи): теории, законы, идеи и т.п.;

 Рис. 5. Иерархия образовательных проектов

 

             образ, в том числе литературный образ, например, стихотворение, художественный образ, например, картина и т.д.; и, соответственно, отношения (взаимосвязи) образов;

              операция — перцептивная, мыслительная, технологическая и т.д. Из операций складываются действия.

Очевидно, это и составляет полный набор элементарных компонентов содержания обучения. Возможно, сюда могут быть отнесены (в раннем возрасте) буквы как структурные единицы слов, несущих понятия, числа. В том числе в более позднем возрасте – некоторые числа вроде π, e (основание натурального логарифма), физические и другие константы, символы (например, пиктограммы, дорожные знаки и т.п.). Вот из этих «атомов» и состоит, очевидно, на сегодня все содержание обучения на нижнем его уровне —  уровне учебной задачи.

Логика процесса решения учебной задачи соответствует общей логике организации проекта в его современном понимании — как завершенного цикла продуктивной деятельности со всеми его фазами, стадиями и этапами (см. журнал «Специалист, 2010, № 1). Так, в фазе проектирования есть и выявление проблемы, и моделирование (построение гипотез), и членение основной проблемы на подпроблемы — задачи (декомпозиция), и исследование условий и т.д. Поэтому в качестве общей модели организации процесса решения учебных задач целесообразно взять общую временнýю структуру проекта. А для решения той или иной конкретной учебной задачи в той или иной методической системе обучения из этой общей модели будут опускаться те или иные этапы, стадии.

Но обратим внимание Читателя на тот факт, что во всех известных дидактических и психологических источниках отсутствуют по меньшей мере два обязательных для любого проекта, в том числе и для учебной задачи, этапа-компонента.

Во-первых, определение критериев. Как обучающийся, по каким критериям может самостоятельно определить – решил ли он учебную задачу или нет? Усвоил ли он данное понятие, теорию и т.д.? В лучшем случае для примеров-упражнений по математике, физике, химии в задачниках приводятся ответы. А во всех остальных случаях? Какой ответ заученного урока может считаться полным, а какой нет – здесь обучающийся должен целиком полагаться на личный вкус и настроение преподавателя – как он оценит ответ. Или школьник написал сочинение – а в итоге получил назад свою тетрадь с резолюцией: «тема не раскрыта – «3». А какие у ученика есть критерии «раскрытия темы»? Какое сочинение можно считать «образцовым»? Во многих учебниках в последнее время в конце каждого раздела, темы и т.п. приводятся так называемые «контрольные вопросы», «вопросы для самоконтроля». Но это очень слабые «подпорки» для обучающегося. В целом же методический критериальный аппарат для образовательной деятельности обучающегося разработан крайне недостаточно – если не сказать сильнее – вообще не разработан!

Анатолий Краснянский: Конечно, это просто ужасно, что "в целом же методический критериальный аппарат для образовательной деятельности обучающегося разработан крайне недостаточно – если не сказать сильнее – вообще не разработан!". Как же в СССР построили ракеты, самолеты, ядерные реакторы и прочие очень и очень сложные объекты без  методического критериального аппарата.

Ведь, к примеру, подавляющее большинство профессиональных деятельностей людей строится по четко определенным критериям: рабочему задаются классы точности и чистоты отработки деталей, нормы выработки; у бухгалтера есть свод инструкций и т.д. А обучающийся остается один на один со своими учебными задачами – а критерии держит в своей голове педагог.

Во-вторых, отсутствует во всех публикациях и такой важнейший этап-компонент любого проекта, в том числе учебной задачи как определение альтернатив.

На сегодняшний день в системе образования мы имеем множество альтернативных учебников, задачников и т.д. Но право выбора того или иного учебника остается за учителем, преподавателем – но не за обучающимся. Почему? Так проще? Привычнее? Но правильно ли это?

Может быть, поменять позиции – педагогу, вместо того, чтобы пересказывать содержание учебника, задать наперед этот материал обучающимся на дом для самостоятельного изучения по различным, каким они хотят источникам. А затем на занятиях сравнить и обсудить по ответам учащихся, студентов – какие могут быть подходы к описанию одного и того же материала, как могут по-разному описываться, доказываться одни и те же истины. Тогда для обучающихся станет понятным, что все научные истины относительны, научные теории – модельны, а многие факты, события (например, в истории) могут оцениваться по-разному.

Анатолий Краснянский: Фамилия у академика не та. Более подходящая была бы "Манилов". Если бы увеличить втрое учебное время (число уроков),  то можно было бы частично использовать эту методику. 

 Но вернемся к «нашим баранам». Выше мы выяснили, что учебная задача является минимальной «клеточкой» учебного процесса – минимальным учебным проектом для обучающегося.

Теперь обратим внимание Читателя на тот факт, что все без исключения дидактические и психологические источники трактуют учебный процесс как последовательное решение учебных задач.  Зададимся вопросом — а правильно ли это? Процесс обучения декомпозирован полностью на минимальные «клеточки» — учебные задачи. А что с агрегированием, композицией?! Может ли из всего набора учебных задач сформироваться целостное мировоззрение личности, ее убеждения и т.д.? может ли быть целостно освоено все основное содержание человеческой культуры? Очевидно, нет.

Организация процесса обучения как последовательная череда учебных задач направлена, в основном, на освоение научных знаний. Для этих целей она вполне удобна (подчеркнем – удобна скорее для учителей, чем для обучающихся). Но современные цели обучения и образования значительно шире.

Цель образования человека заключается в конечном счете в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, «деятельно развитого». Ведь деятельный человек может достаточно быстро сориентироваться и освоить новые жизненные ситуации, новые профессии и т.д.

Анатолий Краснянский:  Получается, что советскую науку, совершенно новые технологии (например, ядерную)  создали не "деятельно развитые люди"?

 Но для овладения всеми существенными сторонами деятельности, овладения подлинно человеческой – интегративной деятельностью — необходима организация собственного опыта обучающегося в такой деятельности, где он мог бы сам сформировать способности к ориентировке, самостоятельному определению цели действий и деятельности, к творчеству.

Но традиционное обучение в виде последовательности учебных задач этому не способствует.

Учебный план как образовательной, так и профессиональной школы предусматривает, в общем-то, освоение учащимися и студентами почти всех основных видов деятельности. Но дело в том, что они расчленены порознь по предметам и циклам обучения. Действительно, в общеобразовательной школе:

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: