Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Логика – необходимый компонент современного образования. Приложения. № 1: Отрывки из статьи "Соотношение формальной логики и диалектики" (Большая Советская энциклопедия, 1936 год. № 2: Статья "Логика в школе". (БСЭ, 1954 год). № 3: Постановление ЦК ВКП(б) от 3 декабря 1946 года "О преподавании логики и психологии в средней школе".

27.04.2009 17:38      Просмотров: 7995      Комментариев: 4      Категория: Философия, логика и лингвистика

Анатолий  Краснянский

 
Логика – необходимый компонент современного образования

 То, что логика за последние 90 лет преподавалась в школе только около 10 лет, свидетельствует об упорном нежелании властей дать народу "теоретическое
оружие"


   Запретный учебный предмет. Формальная логика состоит из двух наук: традиционной логики и математической логики. Традиционная логика - это первая ступень логики, как бы арифметика логики. В отличие от математической логики, которая необходима лишь узким специалистам, традиционная логика нужна всем людям. Логика (традиционная)  была обязательным предметам в гимназиях и университетах дореволюционной России. В нашей стране издавалось тогда много учебников по логике и книг по проблемам законов и форм мышления.

   Все выдающиеся люди России изучали логику и в совершенстве владели ею.

Например, больше двухсот лет тому назад М.В. Ломоносов в своей книге  "Краткое руководство к красноречию" блестяще доказал, что ключ к ораторскому красноречию следует искать в логике. 

Великий русский педагог К.Д. Ушинский совершенно справедливо основания разумной речи видел в верном логическом мышлении, а выдающийся русский ученый К. Тимирязев считал непременной обязанностью каждого гражданина развивать в себе способность к логическому мышлению.

  Основы логики разработал Аристотель. Логика – единственная наука, которую преподают 2300 лет. Естественно, что и в России ее преподавали с давних времен.

  Большевики пришли к власти в конце 1917 года и уже в 1918 году запретили преподавать логику в школе и  в высших учебных заведениях. Отношение большевиков к логике видно из статьи в Большой Советской энциклопедии (статья «формальная логика», том 58, 1936 год). Два фрагмента:  

"В руках контрреволюционной буржуазии формальная (традиционная – Анатолий Краснянский) логика стала реакционным орудием отстаивания всего старого и отжившего, подобно тому как в руках революционного пролетариата материалистическая диалектика является революционным орудием познания и изменения мира. Формальная логика представляет собой теоретическое оружие наших классовых врагов".

"Ее изучение имеет для нас значение даже и теперь не только потому, что необходимо знать своего врага, но и потому, что с диалектической точки зрения очень важно знать предыдущие этапы мышления. Формальная логика, если взять ее чисто логическое содержание, есть логика низшей ступени мышления".

Высшей ступенью для большевиков являлась диалектическая логика. Следует обратить внимание на то, что именно формальную (традиционную) логику большевики считали "теоретическим оружием". 

 После Великой Отечественной войны, в 1946 году, Сталин ввел преподавание логики в  средней  школе. После войны Сталин, вероятно,  стал доверять российскому народу, считая,  что народ не направит против коммунистов «теоретическое оружие».  Однако при Хрущеве началась  борьба с перегрузкой учащихся: логику  как учебный предмет опять запретили, но оставили в качестве фрагмента в курсе психологии. А затем и психологию выбросили из школьной программы.

Следовательно, за последние 90  лет логику изучали в российских школах  около 10 лет! 

То, что за последние 90 лет в школе логика  была обязательным предметом  только около 10 лет, свидетельствует об упорном нежелании властей дать народу "теоретическое оружие"

Сейчас  логическая культура  общества настолько низка, что это угрожает национальной безопасности.  

     В настоящее время логика  не является обязательным предметом в школе.  "Модернизаторы" не в состоянии  вообще не пускать логику в школу. Они  разрешили  преподавать логику факультативно (речь идет о платном обучении). В результате школьники (большинство) не получают элементарных знаний о формах и законах правильного мышления, не знают правил определения понятия и деления объема понятия, приемов доказательства истинной мысли и опровержения ложной мысли и так далее. Очевидно, что эти знания необходимы при изучении любой науки. Не нужно хватать звезд с неба, чтобы понять это. Однако этого не хотят понять те, кто сейчас "модернизируют" (точнее, разрушают) образование в России.  

   Минобр (2004) и Минобрнауки (после 2004) сократили время на обучение основам естественных наук (математики, физики, химии, биологии, географии).  По-видимому, выкинут астрономию как самостоятельный предмет – сейчас нет утвержденного учебника – а нет учебника – нет и предмета.  «Модернисты» забили учебное время  ОБЖ, граждановедением и предметами типа "хобби" ("мировая культура" и тому подобные).     

   Сейчас традиционная и (или) математическая логика  преподается на философских, юридических и некоторых других факультетах университетов, а также на некоторых факультетах  педагогических институтов; то есть только небольшая часть граждан России получает логические знания.  

   Цель данной статьи – обосновать  утверждение: логика  -  необходимый компонент современного образования. Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. В данной работе используется двухступенчатая аргументация: обоснование общего тезиса  сводится к   обоснованию нескольких  частных (менее общих, чем исходный)  тезисов, логически связанных с общим тезисом. Очевидным следствием из этого тезиса следует, что без изучения традиционной логики образование не может быть полноценным.

   Тезис 1.  Изучение  логики  в  школе повысит эффективность обучения.   Обоснование этого  тезиса   можно свести к обоснованию нескольких частных утверждений.

  Тезис 1.1. Логика разъясняет и уточняет формы мышления и познавательные средства,  использующиеся при изучении  математики, физики, химии, биологии, истории, географии, русского языка и литературы.     Логика изучает то, что используют все науки: а) формы мышления (формы мысли) –  понятия, суждения и умозаключения (дедуктивные и индуктивные); б) логические операции с понятиями – определение,  деление, классификацию, ограничение  и  обобщение  понятий; в) методы установления причинных связей между явлениями, г) умозаключения по аналогии и моделирование; д)  функции научной теории –  описание и объяснение явлений, получение новых знаний; е) структуру доказательства; ж) структуру вопросов и ответов.  Только в логике детально  рассматриваются   понятия,   определения понятий, ошибки в определениях, виды доказательств и требования к  ним, а также ошибки в доказательстве. Только в логике  глубоко обсуждаются такие понятия, как гипотеза, аналогия,  модель, теория, закон, объяснение и аргументация.  На эту особую роль логики указывал Гегель:  "Каждая наука есть постольку прикладная логика, поскольку она состоит в том, чтобы выражать свой предмет в формах мысли и понятия, правила оперирования которыми исследует и разрабатывает».     Логика предоставляет понятийную   инфраструктуру (систему понятий и познавательные средства), необходимую для изучения  естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.  Использование такой инфраструктуры (в  виде целостной системы) повысит  эффективность обучения в школе.    

  Тезис 1.2.  Преподавание  логики в школе сформирует новые межпредметные связи.     Межпредметные   связи играют  большую роль  в обучении – это  аксиома. Логика в системе учебных предметов неизбежно станет центром межпредметных связей, поскольку невозможно преподавать логику без использования примеров,    взятых из химии, физики, математики, биологии, истории и других научных дисциплин.  Изучение логики  легко связать с предметной специализацией школы. 

   Тезис  1.3.  Знание логики позволит лучше усвоить русский и другие  языки. Логика изучает законы и формы мышления, а мышление неразрывно  связано с языком, поэтому логика является также наукой о языке. Усвоение языка есть одновременно и усвоение логики. Без нее, как и без грамматики, нельзя, в сущности, хорошо владеть языком. В дальнейшем стихийно сложившееся знание грамматики систематизируется и шлифуется в процессе школьного обучения. На логику же специального внимания обычно не обращают, ее совершенствование остается стихийным процессом (речь идет о России).  

  Тезис 1.4.  Изучение логики улучшает специфическую для человека словесно-логическую память. Словесно-логическая память  включает в себя мысли, понятия, суждения, умозаключения,  она занимает ведущее место в обучении. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Информация намного легче запоминается, если она логически обработана, систематизирована. Логическая обработка информации облегчается, если человек обладает высокой логической культурой. Если информация вообще не подвергается логической обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти. (Васильева Е. Е. Васильев В.Ю. "Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить?", http://art-of-mind.ru/wordpress/?p=89).

   Тезис 2.  Введение логики в содержание  образования будет способствовать развитию личности и укреплению реальной демократии Логика приучает к ясности мысли, точности умозаключений и строгости выводов.    Человеку с  развитым логическим мышлением  легче осознать и реализовать свои способности, легче сформулировать жизненные цели и достичь их, чем человеку со стихийно сложившимися навыками мышления. Выдающийся русский философ И.А. Ильин подчеркивал, что демократия требует от народа "известных знаний и самостоятельного мышления о знаемом". Он писал: "Народ, не способный самостоятельно мыслить о своей судьбе и о своем государстве, будет цепляться за подсказываемые ему фальшивые лозунги и побежит за льстивыми предателями".  (В.И.Ильин. Наши задачи. М. "Рарог". 1992. С.139).

    Тезис 3. Логическая культура способствует безопасности общества и каждого человека.    Причиной многих аварий и катастроф является "человеческий фактор", то есть ошибки людей. Например, авария на Чернобыльской АЭС   произошла в результате грубых нарушений правил эксплуатации ядерного реактора.  Предвидеть последствия  нарушений регламента  могли  точно и ясно мыслящие специалисты, хорошо знающие специфические особенности  реактора РБМК-1000. Однако среди работников ночной смены (авария произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года) таких не оказалось.

   Тезис 4. Логическая  культура – это один из  источников психического здоровья.  Логическое мышление является одним из источников эмоциональной безопасности человека. Сумбурное, хаотическое мышление часто ведет к напряжению и нервным срывам. Другим источником эмоциональной безопасности является вера в Бога.

  Тезис 5. Преподавание (факультативное) логики в  школах  (как в старших, так и в младших классах) дает  положительные  результаты. Это экспериментальный факт. Например,   в  школе № 356   преподают логику в течение  приблизительно десяти лет на основе методических материалов, разработанных профессором МПГУ А.Д. Гетмановой.  Директор школы А. Д. Алексеева на основании накопленного опыта утверждает: 1) логика учит детей мыслить четко,  лаконично,  правильно; 2) логика помогает обогатить словарный запас детей, расширяет их кругозор, учит их правильно мыслить, делать обобщения, сравнения, выводы; 3) логика облегчает   изучение многих школьных предметов (русского языка, математики, природоведения и др.);  4) задачи и логические упражнения вызывают у детей повышенный интерес, способствуют развитию интеллекта; 4) преподавание этой великолепной науки в школе надо начинать как можно раньше (http://ito.bitpro.ru/1999/I/2/241.html).

   Тезис 6. Знание логики позволяет человеку  не бояться споров, дискуссий, диспутов и успешно отстаивать свои права.  Как одолеть соперника в споре и убедить участников дискуссии? Современные учебники логики имеют  такой раздел, как логические  основы аргументации и критики.  

  Тезис 7.  Знание логики дает возможность выявлять в тексте  ложную информацию.  Знание логики позволяет обнаруживать логические ошибки.  Логические ошибки  (например, противоречия)  однозначно указывают на существование в письменной и устной речи ложной информации.

Проще говоря, человека с низкой  логической культурой легче ввести в заблуждение.

Можно предположить, что именно в этом заключается ответ на вопрос, почему  власти не дают возможности большей части народа получить логические знания.

Выводы

1. Логика – необходимый компонент современного образования.

2. Без изучения логики нет и  быть не может полноценного образования (следствие из пункта 1).   

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

№ 1

 Источник информации: Большая Советская энциклопедия.    Главный редактор О.Ю. Шмидт. Первое издание. Том 58. Главный редактор О.Ю. Шмидт.  Москва. Государственный институт «Советская энциклопедия».  ОГИЗ  РСФСР. 1936 год. Материалы из статьи "Формальная логика". 


Соотношение формальной логики и диалектики (Большая Советская энциклопедия, 1936 год)


   Стр. 171. Формальная логика - метафизический (антидиалектический) образ мышления и его теоретическое выражение в науке логики. 

   Стр. 187. Соотношение формальной логики и диалектики.  Формальная логика есть низшая ступень в развитии человеческого познания, снимаемая диалектикой как «высшей формой мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, Введение). В свое время формальная логика была необходимой формой развития науки, стоявшей перед задачей овладеть отдельными вещами природы, открыть частные формы движения, разложить целое на части и познать их наиболее простые свойства.  В настоящее время формальная логика ни в какой мере не отвечает нынешней ступени развития человеческого познания и той ступени революционной классовой борьбы пролетариата за свержение изжившего себя капиталистического строя и за построение бесклассового социалистического общества. В руках контрреволюционной буржуазии формальная логика стала реакционным орудием отстаивания всего старого и отжившего, подобно тому как в руках революционного пролетариата материалистическая диалектика является революционным орудием познания и изменения мира. Формальная логика представляет собой теоретическое оружие наших классовых врагов.  Формально-логические концепции характерны и для русских меньшевиков, и для международной социал-демократии, и для всякого рода оппортунистических уклонов внутри ВКП(б). У нас не может быть никаких компромиссов с формальной логикой. Еще Энгельс указывал, что «вся логика развивается лишь из… движущихся вперед противоположностей… основания и следствия, причины и действия, тождества и различия». (Маркс и Энгельс, Соч., том XIV, стр. 391 – 392), а это значит, что вся логика есть логика диалектическая. Ленин прямо ставит знак равенства между марксизмом и диалектической логикой. Он пишет: «марксизм, то-есть диалектическая логика» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 135).
   Из этого нельзя конечно сделать того вывода, что формальная логика – просто чепуха. Она есть одностороннее раздувание некоторых относительных черт познания в абсолют. Ее изучение имеет для нас значение даже и теперь не только потому, что необходимо знать своего врага, но и потому, что с диалектической точки зрения очень важно знать предыдущие этапы мышления. Формальная логика, если взять ее чисто логическое содержание, есть логика низшей ступени мышления.  А для того, чтобы утвердиться на высшей ступени, для того, чтобы стать сознательным диалектиком, надо основательно изучить низшую ступень, понять ее недостатки и преодолеть ее. Поэтому Ленин и указывает, что для низших классов школы необходимо ограничиваться формальной логикой, но обязательно «с поправками»*  (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 134). Нельзя сразу стать диалектиком, ибо «искусство …оперировать понятиями не врожденно и не заключается в обыденном здравом смысле, но требует действительного мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, в книге: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 12), требует усвоения всех основных достижений исторического развития человеческого познания и всей общественно-исторической практики человечества.

  Комментарий Анатолия Краснянского. *При Ленине логику не допустили ни в «низшие», ни  в «высшие» классы.

 
№ 2

 Источник информации: Большая Советская энциклопедия.    Главный редактор Б.А. Введенский. Второе издание.  Главный редактор О.Ю. Шмидт.  Москва. Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия».  Том 25. (Том подписан к печати 20 января 1954 года.) Стр. 338.   Статья «Логика в школе».
 

   Логика в школе – учебный предмет, введенный в средних школах крупных городов СССР с 1946; преподается в 10-м классе, по 2 часа в неделю. Изучение логики вооружает учащихся знанием элементарных законов и форм правильного мышления. Законы и формы мышления, составляющие предмет логики и изучаемые в неразрывной связи с языком, имеют важное значение для полноты общего образования оканчивающих среднюю школу.
 

№ 3

Постановление ЦК ВКП(б) от 3 декабря 1946 года "О преподавании логики и психологии в средней школе".    URL:    https://www.runivers.ru/philosophy/lib/docs/6791/197339/

 

 

 

 

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Автор: Владимир Гетманов
Дата: 6.05.2018 20:19
Ваша статья:"Логика необходимый комп. совр. обр. созвучна пониманию значении этой ключевой науки моей матери Гетмановой А.Д.,которая вложила много сил в популяризацию логики с целью восстановления логики как отдельного предмета в школе.Ответы Мин.Обр. Рф традиционно расплывчатые и отрицающие какие либо надежды на возвращение логики в школы РФ.Большое спасибо за Ваш вклад в поддержку крайне важной дисциплины для нашей страны!
Автор: Владимир Гетманов
Дата: 6.05.2018 20:19
Ваша статья:"Логика необходимый комп. совр. обр. созвучна пониманию значении этой ключевой науки моей матери Гетмановой А.Д.,которая вложила много сил в популяризацию логики с целью восстановления логики как отдельного предмета в школе.Ответы Мин.Обр. Рф традиционно расплывчатые и отрицающие какие либо надежды на возвращение логики в школы РФ.Большое спасибо за Ваш вклад в поддержку крайне важной дисциплины для нашей страны!
Автор: А.В. Краснянский - М.С. Сулейманову.
Дата: 10.11.2009 14:24
Спасибо за поддержку. Я уверен, что мы (все вместе) остановим разрушение системы образования в России и, более того, поднимем ее на более высокий уровень. Желаю вам успехов.
Автор: stalinist
Дата: 9.11.2009 20:02
Я случайно наткнулся на вас и тут пропиарил!
http://sl-lopatnikov.livejournal.com/280482.html?view=16974242#t16974242
Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна