Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ, критикует группу заданий "Курение табака" международной программы PISA-2006: "Если ученик знает, что из-за курения табака он не заболеет СПИДом или оспой, то он компетентен в научном объяснении явлений?"

22.04.2009 15:49      Просмотров: 3946      Комментариев: 0      Категория: Системный анализ заданий программы PISA


Анатолий Владимирович Краснянский, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ, критикует группу заданий "Курение табака" международной программы PISA-2006: "Если ученик знает, что из-за курения табака он не заболеет СПИДом или оспой, то он компетентен в научном объяснении явлений?"


Источник информации о задачах программы PISA: http://www.centeroko.ru/public.htm

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

 

Международная оценка образовательных достижений учащихся
(Programme for International Student Assessment – PISA)
У ч и м с я
д л я ж и з н и !

 

Москва, 2007

СОСТАВИТЕЛИ: КОВАЛЕВА Г.С., к.п.н., КОШЕЛЕНКО Н.Г.
ОФОРМЛЕНИЕ: БАРАНОВА В.Ю.

 

 

Группа заданий "Курение табака"

   Табак курят в виде сигарет, сигар и курительных трубок. Исследования показывают, что заболевания, связанные с курением табака, каждый день убивают около 13500 людей во всем мире. По прогнозам, к 2020 году заболевания, связанные с курением табака, будут причиной 12% всех смертей в мире. Табачный дым содержит много вредных веществ. Наиболее разрушительные вещества – смола, никотин и угарный газ.

Вопрос 1

   Табачный дым вдыхают в легкие. Смола от дыма оседает в легких, и это нарушает их нормальную деятельность.  Что из перечисленного является функцией легких?
A                 Доставлять насыщенную кислородом кровь ко всем частям вашего тела.
B                 Насыщать вашу кровь кислородом, которым вы дышите.
C                 Очищать вашу кровь, уменьшая до нуля количество углекислого газа.
D                 Превращать молекулы углекислого газа в молекулы кислорода.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 65,9
Код 1: B. Насыщать вашу кровь кислородом, которым вы дышите.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: c выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: личностный

Анализ вопроса  № 1 (А.В. Краснянский)

    Функциями легких является как насыщение крови кислородом, так и очищение крови от углекислого газа. В одной из альтернатив составители задачи одну из двух основных функций легких довели до абсурда: "Очищать кровь, уменьшая до нуля количество углекислого газа". Этот вопрос является логически некорректным, так как его предпосылкой является неполное знание: функцией легких является только насыщение крови кислородом.

 

Вопрос 2

   Курение табака увеличивает риск заболевания раком легких и некоторыми другими болезнями. Увеличивается ли риск заболевания следующими болезнями при курении табака?
Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
Увеличивается ли риск заболевания следующими болезнями при курении? Да или Нет?
Бронхит                                                                   Да / Нет
ВИЧ-инфекция или СПИД                                  Да / Нет
Ветряная оспа                                                        Да / Нет

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 93,4
Код 1: Три верных ответа: Да, Нет, Нет в указанном порядке.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: личностный

Анализ вопроса № 2  (А.В. Краснянский)

    По-видимому, авторы вопроса № 2 не имеют представление о том, что является научным объяснением явлений.  По их мнению: "Если  ученик знает, что из-за курения табака он не заболеет СПИДом или ветряной оспой, то он компетентен в научном объяснении явлений".

 

Вопрос 3


    Некоторые люди используют никотиновый пластырь, чтобы помочь себе бросить курить. Пластырь прикрепляется на кожу и выделяет никотин в кровь. Это помогает ослабить желание курить и избавляет от симптомов, связанных с прекращением курения.  Чтобы исследовать эффективность никотинового пластыря, была случайным образом сформирована группа из 100 курильщиков, которые хотят бросить курить. Эта группа исследовалась в течение шести месяцев. Эффективность никотинового пластыря определялась числом людей из группы,  которые в конце исследования не начали снова курить.
Какой из следующих планов эксперимента является наилучшим?
A                           Все люди в группе носят пластыри.
B                           Все носят пластыри, кроме одного человека, который пытается бросить курить, не используя пластырь.
C                           Люди сами выбирают, будут ли они пользоваться пластырем, чтобы бросить курить.
D                           Случайно выбранная половина людей использует пластыри, а другая половина не использует их.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 38,2
Код 1: D. Случайно выбранная половина людей использует пластыри, а другая половина не использует их.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов
Содержание: естественнонаучные объяснения
Область применения: здоровье
Контекст: личностный/социальный

Анализ вопроса № 3 (А.В. Краснянский)

 

   Вопрос "Какой из следующих планов эксперимента является наилучшим?" поставлен неправильно. Правильно: "Какой из следующих планов эксперимента следует принять, чтобы получить достоверную информацию об эффективности никотинового пластыря?"

 

Вопрос 4

Существуют различные способы воздействия на людей, чтобы они прекратили курить. Основаны ли следующие способы решения проблемы на применении достижений в области техники и технологии?
Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
Основаны ли следующие методы борьбы с курением на достижениях в области техники и технологии? Да или Нет?
Увеличение стоимости сигарет.                                                                                  Да / Нет
Производство никотиновых пластырей для оказания 
помощи

людям,  желающим избавиться от никотиновой зависимости.                             Да / Нет
Запрет на курение в общественных местах.                                                             Да / Нет

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 66,1
Код 1: Три верных ответов: Нет, Да, Нет в указанном порядке.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов
Содержание: технологические системы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный

Анализ вопроса № 4 (А.В. Краснянский)

    Неизвестно, почему деятели программы PISA решили, что пятнадцатилетним школьникам необходимо уметь   распознавать научные вопросы и более  того - уметь ставить научные вопросы.  Ученики  не в состоянии отличать научные вопросы от наукообразных. От всех прочих вопросов  научные или наукобразные вопросы ученики могут отличать только по наличию терминов - слов, обозначающих научные понятия. В данном случае правильный ответ выбирается исходя из термина "никотиновый пластырь".  Здравый смысл указывает на то, что   ставить научные вопросы и проблемы и находить на них ответы должны коллективы ученых - научно-исследовательские организации.

 

Вопрос 5

Насколько вам интересно следующее? Отметьте только одну клетку в каждой строке.
                                                                                Очень интересно          Интересно         Мало интересно            Не интересно
a) Узнать, как смола, содержащаяся в
табаке, уменьшает эффективность
работы легких.                                                                    1                                 2                               3                                    4
b) Понять, почему никотин вызывает
привыкание.                                                                        1                                 2                               3                                    4
c) Узнать, как организм
восстанавливается после
прекращения курения.                                                       1                                 2                               3                                    4

Тип вопроса: на оценку отношений
Отношение: интерес к науке

 

 

 Статья не закончена!

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна