Сборник статей Сергея Константиновича Комкова. 1. Министерство без образования. 2. Идиотизм как способ существования современной России. 3. Мошенники в образовании. 4. Языком через колено. 5. «Нехватки абитуриентов нет». 6. Опасные фантазии РАО. 7. Год Учителя в «Нашей новой школе». 8. Образовательный союз?

Сергей Константинович Комков: "Министр Ливанов четко взял курс на полную и окончательную ликвидацию системы высшего профессионального образования в стране".

Статья 1

Сергей Константинович Комков 

Министерство без образования

Источник информации  —  http://forum-msk.org/material/society/9651312.html  .  Дата публикации 19.11.2012.

Сергей Комков — президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, доктор фмлософских наук, академик, профессор
 

В так называемый «пореформенный период» в России сложилась уникальная практика, при которой каждый следующий министр образования, назначаемый властью, оказывается по своим профессиональным качествам на ступень ниже предыдущего.

Тем самым власть как бы говорит: лучше не протестуйте и не требуйте смены первого лица данного министерства. Потому что следующий будет намного хуже, чем предыдущий.

Не углубляясь далеко назад в историю, рассмотрим хотя бы трех последних владельцев портфеля министра образования.

В 1998-м году министерство образования возглавил Владимир Филиппов. Будучи довольно успешным ректором одного из ведущих российских вузов – Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, став первым лицом в образовательном ведомстве, он сразу же активно включился в реформирование всей системы образования. Делал он это с такой рьяной активностью, что даже не успел заметить, что главными организаторами и вдохновителями всех его «реформ» были американские советники, пригревшиеся под крылышком созданной в 1992-м году на деньги Всемирного Банка (то есть на американские деньги) Высшей Школы Экономики. Когда ему все популярно объяснили, господин Филиппов очень быстро смирился со своей второстепенной ролью в данном процессе и, понимая, что от этого зависит его личное благополучие, предпочел работать на высоком посту министра по принципу «Чего угодно-с?».

Уже в 1999-м году американскими советниками была разработана «Федеральная программа развития российского образования на 2001 – 2004 годы». В данную «программу» были заложены многие беды сегодняшней системы образования в России. Начался целый ряд «экспериментов», целью которых стало фактическое уничтожение всех лучших традиций российского образования.

В рамках «программы» началось активное внедрение в нашей стране единого государственного экзамена – ЕГЭ. Причем американские советники, под руководством которых внедрялась эта «новация», забыли сказать министру о том, что данный «эксперимент» уже полностью провалился и в Европе, и в Америке. А самому Филиппову, который до сих пор считает себя доктором физико-математических наук, даже невдомек было поинтересоваться этим у более знающих коллег.

«Эксперимент» по внедрению в России ЕГЭ изначально проводился преступным путем. Потому что делалось это с грубейшим нарушением Основного Закона страны – Конституции. Ибо, статья 21 четко гласит: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Но у миллионов российских школьников и их родителей забыли спросить согласие на проведение данного широкомасштабного эксперимента, который фактически перевернул всю их жизнь.

Видимо, господину Филиппову было дороже не соблюдение главного российского закона, а благосклонное отношение к нему вышестоящего начальства и «представителей вашингтонской общественности».

Еще более страшный эффект получился от внедрения (в рамках все той же «программы») проекта «реструктуризации сельской школы». Эта затея кончилась началом процесса массового закрытия малокомплектных сельских школ. За период филипповского руководства министерством было уничтожено более 10 тысяч школ. И именно это во многом стало причиной массовой детской беспризорности начала 2000-х годов. Которую уже тогда специалисты оценили в 1,5 – 2 миллиона человек.

Однако господина Филиппова это абсолютно не волновало. Он красовался на совещаниях, рассказывал о «достижениях» в «модернизации» системы образования и продолжал раскручивать маховик совершенно безумных «экспериментов», продолжая исполнять любую глупую затею вышестоящих начальников. За что не случайно заслужил среди специалистов кличку «паркетный шаркун».

Замена господина Филиппова в 2004-м году на новую фигуру – Андрея Фурсенко – отнюдь не была следствием недовольства его деятельностью со стороны администрации Владимира Путина. Просто, став президентом страны во второй раз, Путин решил частично сменить команду. Выполнив, кстати, в какой-то мере требования общественности о замене наиболее одиозных личностей. Конечно же, Владимир Филиппов не мог затмить собой такую личность, как Зурабов, но недовольство им высказывалось все чаще и чаще. Поэтому Филиппов вернулся в свой родной РУДН. А продолжателем его дела стал верный друг и соратник Путина (и член кооператива «Озеро», что, как потом выяснилось, сыграло главную и решающую роль) Андрей Фурсенко.

То, что Андрей Фурсенко будет на порядок ниже по своим профессиональным качествам по сравнению с предшественником, было очевидно изначально. Так как он вообще никогда не работал в системе образования. Но, таков уж принцип подбора руководящих кадров в нашей стране. Во главу угла ставятся не профессиональные качества претендента, а его личная дружба с руководством страны и личная преданность.

В этом ключе фигура господина Фурсенко была подобрана безукоризненно. В расчет не взяли лишь одного: он вообще ничего не понимал в системе, руководить которой его поставили. Поэтому, рванув с места в карьер, он сразу же наделал массу непоправимых ошибок, которые со временем переросли в масштаб национальной катастрофы.

Он принялся активно переводить ЕГЭ из разряда эксперимента в разряд штатного итогового школьного экзамена. А затем, на основе все того же ЕГЭ, решил поменять всю систему отбора абитуриентов в вузы. При этом господин Фурсенко, опять-таки под влиянием все тех же американских советников, решил поменять всю доктрину развития образования в России. Он вдруг неожиданно для всех, выступая на, так называемом, «форуме» на озере Селигер перед «нашистами», провозгласил, что главной целью образования является не создание интеллекта и не воспитание социально активной личности, а всего лишь «подготовка квалифицированного потребителя».

Эта доктрина полностью соответствует основным параметрам существовавшей в США в 90-е годы модели. Но господину Фурсенко забыли сказать его американские «коллеги» о том, что именно эта модель привела американскую школу к полному краху. И в начале 2000-х они начали её экстренно перестраивать.

Однако внедрения ЕГЭ новоявленному министру показалось мало. И он решил перестроить всю систему образования России, переведя её в разряд платных услуг. Началась активная разработка принципа «нормативно-подушевого финансирования» всех уровней образования. То есть, фактически начался перевод на новую модель финансирования сферы образования. И это привело к окончательному краху всей системы образования в малых городах России и на селе. С 2004 по 2012 годы в стране было уничтожено еще более 10 тысяч школ.

В отличие от своего предшественника, который к реформированию высшей профессиональной школы относился с некоторой осторожностью (так как сам в какой-то мере был выходцем из этой школы), господин Фурсенко, не обремененный никакими знаниями в этой сфере (а также, как показало время, — и никакими угрызениями совести), начал активную «перестройку» системы высшего профессионального образования. Едва вступив в должность, он начал активное внедрение в жизнь подписанного его предшественником в 2003-м году Болонского Соглашения. Но, как показало время, так и не понял его главной сути. Вместо того, чтобы начать процесс согласования с Европой стандартов высшего профессионального образования, он начал структурную перестройку. Решил перевести хорошо отлаженную в российских вузах систему подготовки специалистов на двухуровневую модель «бакалавр-магистр». И это при том, что рамки Болонского Соглашения нас к подобному шагу даже не принуждали. Ибо, в самом Соглашении было записано, что каждая страна вправе сохранить у себя исторически сложившуюся модель высшего профессионального образования.

Но господину Фурсенко было на это глубоко наплевать. Потому что была поставлена задача всеми возможными средствами снизить уровень высшего профессионального образования в Российской Федерации. И он эту задачу активно выполнял. Осознанно и целенаправленно. Поэтому по сравнению с Владимиром Филипповым, который во главу угла ставил преимущественно свои собственные интересы и необходимость угодить начальству, господин Фурсенко в развитии российской системы образования сыграл роль вредителя.

И это, конечно же, не прошло незамеченным. В весьма короткий промежуток времени министр образования и науки Андрей Фурсенко стал в России не просто не популярной фигурой. Он стал мишенью критики со стороны педагогической и демократической общественности номер один. Но, самое главное – он фактически стал врагом высшей профессиональной школы.

Все ожидали, что при смене президента в 2008-м году фигура Фурсенко исчезнет с образовательного небосклона и вновь избранный президент Дмитрий Медведев найдет на должность министра образования и науки более профессионально пригодного руководителя. Но этого не случилось, что еще раз доказывает тезис о полной несамостоятельности самого господина Медведева. Члены кооператива «Озеро» остались при нем в роли «смотрящих».

Более того, именно в период президентства Дмитрия Медведева при непосредственном участии господина Фурсенко были приняты самые непопулярные решения, сыгравшие роковую роль в развитии российской системы образования: окончательное утверждение ЕГЭ в качестве главной и единственной формы итоговой аттестации выпускников за курс средней школы, перевод школы на коммерческую основу (пресловутый Федеральный Закон № 83-ФЗ), перевод вузов на Болонскую систему, внедрение нормативно-подушевого принципа финансирования.

Все эти «новации» привели к массовому возмущению образовательной политикой Андрея Фурсенко. На улицы городов и поселков вышли демонстранты с лозунгами «Долой Фурсенко!». И это в какой-то мере стало причиной замены Андрея Фурсенко на посту министра сразу после очередных президентских выборов в 2012-м году другой фигурой. Правда, Фурсенко так и не удалился со сцены, заняв пост советника президента страны по вопросам образования и науки. Что еще раз подтверждает мысль о том, что процесс формирования властных структур в России носит совершенно извращенный принцип.

Тем не менее, доверчивые российские граждане ожидали, что в механизме управления системой образования страны все-таки проявятся положительные тенденции и, наконец-то, у руля столь значимого министерства окажется действительно профессиональный руководитель.

Но руководство страны осталось верно своему принципу. Процедура выбора будущего руководителя министерства образования и науки проходила сугубо в кулуарном режиме. Все было окутано тайной. Ходили разнообразные слухи. Кто-то пророчил столь ответственный пост бывшему советнику президента Медведева – Аркадию Дворковичу. А кто-то даже сделал совершенно неожиданные предположения о том, что во главе данного ведомства может встать скандально известная теледива Тина Канделаки. Во время одной из встреч с активом «Единой России» Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы жеманной Тиночки, двусмысленно намекнул: вот такого бы нам надо министра образования! И то, и другое предположение выглядело чуть ли не анекдотично. Все это делалось, по всей вероятности, специально. Для того, чтобы под этим прикрытием принять решение не популярное, но не столь вызывающе анекдотичное. И чтобы народ с облегчением вздохнул: «Ну, слава Богу! Это не Канделаки!»

Операция прикрытия прошла успешно. Никто даже предположить не мог, что новым министром образования и науки станет никому не известный молодой ректор МИСиСа Дмитрий Ливанов.

Чем отличился на ниве образования данный господин, до сих пор не может догадаться никто. А отличился он всего лишь тем, что в свое время весьма удачно женился на дочери своего научного руководителя – ректора все того же МИСиСа Юрия Карабасова.

Юрий Сергеевич Карабасов – личностью достаточно известная в вузовских и политических кругах. Он был одним из руководителей «Единой России» в Москве. Человек достаточно влиятельный и по жизни весьма пробивной. Именно он и стал главной движущей силой для своего зятя – Дмитрия Ливанова.

Видимо, не без помощи тестя, в 2004-м году господин Ливанов занял место директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки, а в 2007-м переместился на пост заместителя министра.

Так уж сложилась вся система власти в России, что главным принципом подбора руководящих кадров главным образом являются дружеские или родственные связи. Система, прямо скажем, порочная. Присущая в основном восточным тираниям. Но, тем не менее, безотказно работающая в современной России. Зять господина Зубкова – Анатолий Сердюков до недавнего времени занимал пост главы Минобороны. Муж и жена Христенко и Голикова возглавляют сразу два федеральных ведомства. Не говоря уже о детях федеральных руководителей, которые занимают самые высокие должности в банковских и крупнейших коммерческих структурах.

Сейчас у многих возникает вполне закономерный вопрос: чем же так прославился этот 45-летний «ученый», ставший даже в 2011-м году лауреатом Государственной премии в области образования?

А «прославился» он тем, что еще в 2007-м предложил резко сократить финансирование Российской Академии наук, чем вызвал резкое негодование всех российских ученых. Видимо, эта самая страсть к сокращению всего и вся и стала определяющей при решении вопроса о его назначении. Кроме того, будучи человеком, напрямую связанным с бывшим министром Фурсенко, он оказался весьма удобной фигурой для того, чтобы ни одна тайна полишинеля данного ведомства и лично господина Фурсенко не вылезла наружу. То есть, бывший министр, перебравшись в кремлевский кабинет, должен был иметь гарантии того, чтобы его приемник был послушным паинькой и строго выполнял все его предписания.

И господин Ливанов полностью оправдал высокое доверие. Первое, с чего он начал свою трудовую деятельность в качестве министра, стало его заявление о необходимости сокращения вполовину бюджетных мест в вузах и сокращении на 20% самих государственных вузов.

Так сказать, был вброшен пробный камень. Если бы это сделал в свою бытность Андрей Фурсенко, его бы затоптали ногами. Уж слишком велика была к нему ненависть всей страны, накопленная за годы его нахождения в министерском кресле. А вот новоявленному приемнику это сошло с рук. Более того. Целая бригада из представителей «партии власти» во главе с «думским мальчиком», претендовавшим на роль председателя думского комитета по образованию, — Владимиром Бурматовым – бросилась на защиту «идей» нового министра.

И это воодушевило господина Ливанова чрезвычайно. Это означало, что думское большинство готово поддержать столь непопулярную меру, приняв на себя львиную долю критики за ее применение. И начал действовать.

Моментально было принято решение о проведении внепланового «мониторинга» деятельности всех государственных и негосударственных российских вузов. Да, вот беда. Как это всегда бывает с самонадеянными, но не слишком грамотными, людьми, новоиспеченный министр и его окружение не удосужились проработать данный вопрос профессионально. И это стало причиной всероссийского скандала.

Во-первых, отвечать на вопросы и заполнять бланки, подготовленные для этого «мониторинга», поручили самим вузам. При это даже не объяснив цель данной работы.

А, во-вторых, критерии оценки деятельности вузов были выбраны по принципу того, что можно посчитать на калькуляторе. То есть подход был осуществлен не научный, а чисто бухгалтерский.

Общее количество критериев составило более 40. Но они были разделены на 5 групп. В каждой группе выделили один главный критерий. Таким образом, главных критериев оказалось 5.

Когда ведущие эксперты в сфере образования ознакомились с данным подбором критериев, это их весьма озадачило. И первый вопрос, который сам собой возник при попытке осознать эту «новацию» молодого министра: а все ли у него в порядке с головой? Потому что брать за критерии эффективности работы вуза баллы по ЕГЭ, полученные будущими студентами на выходе из школы, количество квадратных метров, количество докторов и кандидатов наук, количество иностранных студентов и объем заработанных вузом средств – это не просто глупость. Это – провокация против всей системы высшего профессионального образования в России. Тем более, что на основе подобного «мониторинга» министерство собралось принимать решение о дальнейшей судьбе того или иного вуза.

Причем решений может быть несколько. Первое – ликвидация. Второе – слияние с более «эффективным». Третье – реорганизация из вуза в ПТУ. И четвертое – прибавка некоторой суммы бюджетных средств.

Про четвертый вариант, скорее всего, очень быстро забудут, так как в бюджете на 2013-2015 годы предусматривается сокращение расходов на образование на 36%. А это значит, что никто и никаких денег никогда не получит. Остается только ликвидация. Потому что любое слияние или реорганизация равнозначны все той же ликвидации.

Таким образом, господин Ливанов четко взял курс на полную и окончательную ликвидацию системы высшего профессионального образования в стране. И уже лет через пять мы придём к уникальному феномену: министерство образования в России сохранится, а само образование – нет.

Видимо, к этому и ведет нас всех новый «министр». Тогда вообще прекратятся какие-либо споры о дальнейшем развитии образования в нашем многострадальном государстве. Потому что не будет объекта спора.

А господин Ливанов будет управлять лишь призраком. И еще своей дорогой иномаркой, на которой он будет ездить не в министерство, а в гости к тестю или к своим американским советникам в Высшую Школу Экономики.

Но и это продлится не долго. Потому что никому не нужен будет министр при полном отсутствии отрасли, которой он формально должен руководить.

    Комментарии к статье (не все):

http://forum-msk.org/material/society/9651312.html

(без названия) — Tu (02.12.2012 18:55)   

Страной управляют нелюди. Уникальное мировое явление — массовое уничтожение кадров высшей квалификации(ученых, преподавателей Вузов)на которых потрачены были большие деньги, они обучались десятилетиями, не как нынешние на ЕГЭ и тестах. А кремлядям наплевать!Они не только лишат десятки тысяч ученых работы( нигде такого нет- Книга рекордов Гиннеса),но и отодвинут пенсии. Т.о. ни работы( в школу не возьмут), ни пенсии — дохните ребята, реализуйте лозунг: "Люди предпенсионного возраста, помогите пенсионному фонду и Пуку — сдохните пораньше!"

У всех проблем -один корень — Игорь Лященко (21.11.2012 21:28)     

Когда медленно разворачивается не "простой" кризис, Можно продолжать бегать по кругу с Лаем или ВаУ и в 3-15 лет оказаться всем под ядерным дождем, а можно подумать и понять: Текущие проблемы имеют один корень и одно решение. А дальше, пока не поздно, без всяких революций, быстро, но эволюционно развернуть над планетой зонтик Справедливого мира КАСС (Капитализм+Социализм=КАСоциализм) о котором для чайникоф и нет, написано в журнале партии

Учителя теперь не учат, они … — Вася Пупкин (21.11.2012 20:01)   

… КОНТРОЛИРУЮТ!!! А если хотите учебы, нанимайте репетитора! Т.е. если семья бедная (а коих у нас 85%) занимайтесь сами, если сможете крутиться между работой, кухней и детьми!  А у кого деньги, тот наймет репетитора! ВОТ И ВСЯ РЕФОРМА!

(без названия) — Пр (21.11.2012 16:19)    

Скоро отлично подготовленные в советское время по нормальным программам ученые- преподаватели будут дясятками тысяч выброшены на улицу продавать газеты и подметать улицы. Из- за не стыковки школьной и вузовской систем ( ранги, аттестация, степени, когда приходящий доцент, доктор получает ранг ниже многих молодых учителей)работники высшей квалификации будут не нужны не остепененным директорам школ.Даже Сталин уничтожал кадры физически, а не равнял ученого и грузчика по зарплате. Магистры- бакалавры, выросшие на ЕГЭ и тестах не смогут заменить такие кадры. Поздравляю вас со смертью настоящего, качественного образования в России. Зато воры миллиардов рублей не подсудны при нынешнем режиме и ждут новых расилов и откатов. Страна воинствующих вороватых дебилов!

Кто виноват. Что делать. — cergeycirin (20.11.2012 20:49)     

Сейчас обычный народ России большую часть жизни работает на московских олигархов и за доллары на США, то есть в России фактически существует колониальное устройство экономики.

В этом виноваты члены партий ЕР и ЛДПР, действительно умных людей там практически нет, одни карьеристы, болтуны и демагоги.

Половина чиновников из этих партий стараются побольше украсть, а депутаты их прикрывают.

Коренной народ любого государства и общества начинает вымирать и заменяться приезжими народами, если в этом государстве и обществе чиновники вместо свойств и качеств, соответствующих успешно развивающемуся обществу насаждают преобладание свойств и качеств соответствующие слаборазвитому обществу.

Чтобы любое государство и общество нормально развивались, необходимы такие идеология и люди во власти, чтобы они обеспечивали преобладание свойств и качеств, соответствующих успешно развивающимся государству и обществу.

Об образовании — Rollinger (19.11.2012 17:16)     

Полагаю, что дело не столько в конкретных фамилиях минитров образования, сколько в том, какие задачи перед ними ставят (вовсе не обязательно, что они должы быть формализованы). Может быть подан министру просто вектор, например такой "Сформировать поколение квалифицированных потребителей" (вспоминаете чьи слова?). И всего делов-то. А человек (министр) суть ухватил и пошло-поехало. Главный вопрос не почему такое происходит (это более или менее ясно), а от кого конкретно идут такие установки.

Re: Азеру — Витек (19.11.2012 17:00)     

Все эти вопросы не к автору. Это вопросы к Путину и его команде. Потому что именно они являются сегодня филиалом Госдепа США.

(без названия) — Азер (19.11.2012 16:26)     

Уважаемый автор, а не могли бы вы сказать, что в Рашке не содержит штамп "Made in USA"? Даже председателя т. н. "конституционного суда" назначили "советники" и "эксперты". О "президенте" и упоминать не стану.. ентот спортсмен сам по себе такой "эксперт", что мама не горюй.

Что в России — российское? Таджики?

Ваш бюджет составляется с учетом мнения западной стороны. "Лидеров" вашей "оппозиции" выбирают за рубежом. Ваши финансовые "резервы" объявлены "международными" (видать, в связи с перспективой прикрытия ФРС). Ваша "элита" фактически живет за рубежом; здесь она крадет. Ваша собственность "легализуется" в Лондоне, Франкфурте, Нью-Йорке или Париже, хотя объективно она тем самым "нелегализуется". Даже ваших бабонек, которые сколько-нибудь существенно отличаются от обезьяны — "имеют" на иностранную валюту все кому не лень.

В западных СМИ уже неоднократно высказывались опасения, что ваш спортсмен угробит Россию. Разумеется, упомянутым СМИ глубоко плавать; по-видимому, думающих людишек на Западе беспокоит, что столь рьяное усердие "национального лидера" может привести к весьма непредсказуемым последствиям, но это уже не моя проблема.

По существу, сугубо рашским феноменом можно считать "независимый суд", но это уже, знаете ли, юриспруденция" из области зоологии. Басманный суд и соответствующие "органы" — точно русские, поскольку в прочем случае сидели бы за решеткой. Потому и надрываются, доказывая неясно кому, что они — русские. Попробуйте с этим не согласиться. Лично я согласен.

Re: будет 2017-й — Витек (19.11.2012 12:14)   

Боюсь, что при таком раскладе будет не очередной 1937-й, а назреет 2017-й.

Re: все это образование  — Витек (19.11.2012 12:11)    

Оказывается уже все плохо, если такие дураки появились. Еще лет 10-20 и вообще в России умного человека не сыщешь!

Re: все это образование — шучу — 1937 (19.11.2012 12:01)     

Верно глаголешь. Стоять на вышке или стрелять в обделавшегося врага народа ума много не надо. Учиться потом будем.

все это образование- — шуч (19.11.2012 11:44)    

ни к чему!

(без названия) — 1937 (19.11.2012 10:16)     

Враги народа не дремлют. И видимо снова будет 37 год. Но будет проще, так как пофамильный послужной список уже готов. Потом видимо будет 56 и 85 годы, когда эту нечисть будут реабилитировать.

Статья 2

Сергей Комков

Идиотизм как способ существования современной России

Источник информации — http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=651654&soch=1  .   Дата публикации: 18.06.2012. 

Идиотия (от древн. греч. Idioteia — невежество) — самая глубокая степень умственной отсталости, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Они не способны к самостоятельной жизни. Эмоциональная жизнь идиотов исчерпывается примитивными реакциями удовольствия или неудовольствия. У одних идиотов преобладают вспышки немотивированного гнева, у других — вялость и безразличие ко всему окружающему).

Одиннадцать вечера, проливной дождь, единственная дорога из главного международного аэропорта Москвы Шереметьево. На дороге — многокилометровая нескончаемая пробка. Первое, что приходит на ум любому попавшему в неё приезжему иностранцу, — скорее всего где-то произошла ужасная авария. И им даже в голову не придет мысль о том, что под таким проливным дождем кто-то решил класть асфальт. Полностью парализовав тем самым въезд в столицу России.

Но для видавших виды россиян в этом нет ничего удивительного. Потому что они давно уже привыкли жить в состоянии полного и нескончаемого идиотизма.

Идиотизм этот начинает преследовать гражданина нашей страны с самого момента его появления на свет. Едва открыв глаза, он вдруг осознает, что появился на свет не там. Потому что здесь его никто не ждет, и для его дальнейшей жизни на этом свете, по большому счету, ничего не готово. В родильном доме какие-то дяди и тети с совершенно дебильными физиономиями с первого его вздоха сразу же пытаются отправить его опять на тот свет. И, если родившемуся россиянину все-таки удается остаться на этом, они быстренько выталкивают его в окружающих мир, забыв сказать на прощанье даже пару добрых ласковых слов.

Потом его жизненные мытарства продолжаются. Вдруг оказывается, что для него никто не приготовил места в детском садике, поскольку здания этих самых садиков еще десять — пятнадцать лет назад продали очередному коммерсанту или отдали в распоряжении милиции (пардон, полиции). И теперь в этом детсадике усатые дяди полицейские развлекаются засовыванием в задний проход бутылок ни в чем не повинным юношам, случайно попавшимся им под горячую руку во время дежурства.

Когда, так и не попав в желанный детский садик, ребенок все-таки доживает до долгожданной школы, его тоже ждут неожиданности. Выясняется вдруг, что учить его будут совершенно обозленные на эту жизнь, обездоленные и насмерть замученные люди, которых он должен называть своими учителями. Среди этих людей, к счастью, иногда попадаются добрые и вполне порядочные. Но уже через некоторое время ребенок сам начинает понимать, как непросто его наставникам живется на этом свете. Потому что даже эти добрые наставники не в состоянии оградить своих учеников от полного идиотизма в виде постоянного тупого натаскивания на тесты и вершины этой тупости — ЕГЭ.

Но даже, если несчастному подростку все-таки удастся всеми правдами и неправдами (что бывает намного чаще) преодолеть глупое испытание, именуемое тремя буквами ЕГЭ, дальше его ждет еще большая беда. Вдруг выясняется, что дядя, назначенный, видимо, еще более глупым дядей, министром, вдруг решил сократить вдвое количество бесплатных (бюджетных) мест в ВУЗах. И теперь бывший школьник либо вынужден будет искать богатых родственников, либо на всю жизнь будет обречен на участь профессионального неудачника.

Эту холодящую душу историю можно продолжать до бесконечности. Но возникает вполне закономерный вопрос: что же случилось с нашей некогда процветавшей страной? Всегда ли мы были на такой стадии идиотизма? И что надо сделать для того, чтобы все-таки вырваться из порочного круга и начать превращаться в нормальных людей?

Для этого, конечно же, сначала надо осмыслить, на какой стадии идиотизма мы находимся, и возможно ли вообще преодоление для нашей страны столь опасного психического заболевания.

Сделать это будет весьма не просто. Поскольку все ведущие политические силы государства полностью на сегодня поражены этим опасным недугом. Достаточно только взглянуть в лица наших законодателей. Некоторые из них, давно уже являясь клиентами психиатрических лечебниц, фактически не приходя в сознание, продолжают принимать законы, на основе которых мы все с вами живем. Один из этих "законодателей" не просто сам поражает Россию и весь мир своим неадекватным поведением, но и сумел сколотить партию таких же, как он сам, психически неполноценных людей. Что будет, если эти, с позволения сказать, "политики" придут к власти, даже трудно себе представить. Они не только отправятся мыть сапоги в Индийском океане, но и полетят справлять естественную нужду в околоземном космическом пространстве, чтобы потом эти экскременты обильно посыпались на наши головы.

Правда, не лучше обстоит дело и с теми "законодателями", которые относят себя к официальной "партии власти". Отслеживая их действия, невольно приходишь к мысли, что у них тоже не все в порядке с головой. Потому что законы, которые они принимают, пользуясь своим жуликоватым большинством в парламенте, выходят за рамки человеческого понимания. Так в один прекрасный момент они легким нажатием кнопки для голосования отняли у всех нуждающихся даже саму надежду на сносное существование в этом идиотском мире, лишив этих людей социальных льгот. Затем они запросто решили проблему будущих поколений, лишив большую часть подрастающего населения страны возможности получить полноценное образование. Ну и, конечно же, верхом проявления идиотизма было принятие этими самыми "законодателями" закона о ЕГЭ, который фактически превращает все подрастающее население страны в полных идиотов.

Еще более безрадостная картина наблюдается сегодня в системе исполнительной власти страны.

Очень часто ловлю себя на мысли, что невольно вглядываюсь в лица наших министров, пытаясь уловить в них хотя бы искру разума. И каждый раз это безнадежное занятие заканчивается полным разочарованием. Нет там никакой искры Божьей. В этих глазах в лучшем случае просматривается неуемная жажда власти и денег. В худшем — полнейшая пустота. Порой складывается впечатление, что ни один из них даже ничего умного сказать не может. Ибо, как только открывает рот, из него непременно извергается какая-то очередная глупость. Типа того, что для совершенствования высшего образования надо вполовину сократить число бюджетных мест. Это мне чем-то напоминает анекдот, когда для сокращения проблем с лечением больных главный врач предлагает всех тяжелых сразу же перевести в морг. Так и проще и спокойнее. Для идиота. Совершенно не надо напрягать мозги, с которыми наблюдается явный дефицит.

Кто же загнал нас в этот порочный круг?

Часто приходится слышать, что это мы сами такие ненормальные, и что Россия испокон века была страной непуганых идиотов.

Позволю себе в этом усомниться. Наша многострадальная страна действительно переживала в своей истории очень тяжелые периоды. Но её особенность заключалась в том, что она всегда привлекала к себе своими несметными богатствами. Природными и человеческими. Сегодня на первый план для мировой закулисы вышли именно наши природные богатства, и проживающий на её территории человек оказался для будущих хозяев, мечтающих о завладении этими самыми богатствами, лишним. Вот и началась активная работа по превращению россиянина в полного и непроходимого идиота. Благо, что в самой сегодняшней России нашлось немало подлых душ, готовых за материальные посулы продать и мать родную.

С разработчиками этих коварных планов все понятно. Цели и задачи их предельно ясны. Здесь хотелось бы высказать лишь одно опасение: нелегко будет новым хозяевам наводить порядок в будущей огромной стране, ими же превращенной в грандиозную психиатрическую больницу. Придется применять очень сложные меры карательной медицины.

Несколько сложнее обстоит дело с теми, кто фактически стал пособником этих будущих хозяев в деле полной идиотизации России. Если они в дальнейшем рассчитывают на место санитаров в этой психбольнице, то глубоко заблуждаются. Скорее всего, они будут уничтожены в первую очередь, как ненужные свидетели. Жаль только, что они этого не понимают. Так как уже сами серьезно поражены вирусом идиотизма.

Грустно смотрю в глаза нашим нынешним политикам и руководителям. В них — полная пустота и непонимание. Эпидемия идиотизма накрыла Россию своим черным крылом…
 

Статья 3

Сергей Комков

Мошенники в образовании

Источник информации — http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=641786&soch=14  .  Дата публикации: 17.08.2011.

По определению статьи 159 Уголовного Кодекса РФ мошенничеством считается присвоение чужой собственности путем злоупотребления доверием.
Долгое время эта статья в основном применялась в отношении лиц, занимающихся в России финансовой или риэлтерской деятельностью. Она касалась банкиров, руководителей фирм-однодневок и просто мошенников-одиночек, ловко выманивающих трудовые сбережения у простодушных граждан.

Но с недавнего времени в сферу мошеннической деятельности попало одно из самых важнейших социальных направлений деятельности государства — образование. И это далеко не случайно. Государство само создало все необходимые условия для превращения системы образования в арену для деятельности мошенников разного уровня.

В первую очередь мошенничество захлестнуло обыкновенную среднюю общеобразовательную школу. Бесконечные поборы с родителей превратились в настоящий бич современной российской школы. Сегодня собирают на все. Начиная от оплаты охранникам и кончая евроремонтом в квартире "любимой" учительницы.

При этом попадаются экземпляры совершенно уникальные. Так директор престижной московской школы N 1317 Константин Петров умудрился на "добровольные пожертвования" родителей построить себе шикарный особняк стоимостью в несколько миллионов долларов. Да еще прикопил "на черный день" около 30 миллионов рублей на собственном счету. И вот что характерно: сделано это было практически официально, на виду у всех. И, в первую очередь, на виду у руководителей системы образования и правоохранителей.

Сегодня многие эксперты задаются вопросом: что это? Упущения контролирующих органов или провалы самой системы?

Думается, и то, и другое одновременно.

К большому сожалению, в России продолжает работать принцип: украл три рубля — садись в тюрьму, украл миллион — пожалуйте в Государственную Думу!

Несколько раз следователи пытались утвердить в прокуратуре постановление о возбуждении в отношении Петрова уголовного дела. И каждый раз получали от ворот поворот. Складывалось впечатление, что кто-то в местной прокуратуре упорно его "крышует", защищая от нападок следствия. Как говорится, не пойман — не вор, но скорее всего господин Петров научился главному искусству настоящего мошенника: надо вовремя делиться украденным с "нужными" людьми. А то, что наши отечественные прокурорские работники не гнушаются связями с преступниками, хорошо видно из так называемого "игорного дела" в Подмосковье. В результате которого несколько прокурорских работников бросилось в бега и до сих пор находятся в федеральном розыске.

Таким образом, вполне можно предположить, что жуликоватый директор очень своевременно "нашел общий язык" (читай — поделился) со стражами закона.

Но, вот что характерно. Если бы Петров не столь нагло присваивал себе собранные с родителей деньги, все могло бы выглядеть совершенно иначе. Потому что, в принципе, поборы в сегодняшней школе — дело абсолютно привычное.

Как признаются все директора общеобразовательных школ, сегодня сборы денег происходят повсеместно. Где-то создаются при школах специальные фонды "поддержки образования", где-то деньги перечисляются на субсчет школы, а где-то деньги попросту складываются в директорском сейфе.

К этому подталкивает сама жизнь. К огромному сожалению, сегодняшняя российская школа — самая нищая по сравнению со всеми странами, входящими в "большую двадцатку". И это вполне объяснимо. Россия расходует на образование всего 3,5% своего ВВП. В то время как все европейские страны — 7-8% своего ВВП, США — 11% своего ВВП, Китай — 12%, Япония — 14%, а Южная Корея — свыше 20%. И даже представить себе школьные поборы в этих странах — дело абсолютно невозможное.

Заработная плата российских учителей в среднем не превышает 60% от зарплаты работников в промышленной сфере. В то время, как их коллеги в США получают 120% от зарплаты таких же промышленных работников. Именно поэтому российский учитель работает на грани допустимого, набирая огромную учебную нагрузку. Что, несомненно, влияет на качество его преподавания и на его морально-психологическое состояние.

В российских школах порой не хватает элементарных вещей: нужных учебных пособий, технических средств, спортивного инвентаря и проч.

Поэтому родители сами зачастую проявляют инициативу по сбору для школы необходимых средств. И это вполне понятно: кто же хочет плохого для своего ребенка?

Да и государство, фактически уклонившись от финансирования своей важнейшей социальной функции, всячески способствует превращению школы в некую коммерческую структуру.

В мае 2010 года Государственная Дума приняла Федеральный Закон N 83-ФЗ, установивший разделение всех муниципальных учреждений на три категории: казенные, бюджетные и автономные. Тем самым школам было предоставлено "право" самостоятельно зарабатывать недостающие средства. Теперь каждая школа вправе оказывать населению платные образовательные и иные услуги. И это означает, что с бесплатным образование в России покончено раз и навсегда. Из бюджета будет финансироваться лишь небольшая часть обязательных предметов, вошедших в государственный стандарт. Все остальное — исключительно из кармана родителей.

Тем самым мы фактически открыли "ящик Пандоры". Каждая школа теперь будет вынуждена самостоятельно заботиться о своем благополучии. И делать это руководители школы будут в первую очередь за счет средств родителей.

Фактически создается прекрасная почва для процветания мошенничества. Потому что никто из родителей не будет полностью контролировать расходование полученных школой из их карманов средств. Да это и невозможно. Поскольку большая часть поступлений никогда и никем не регистрировалась. И в России начнется расцвет петровых, строящих себе особняки с бассейнами и цветными фонтанами, подкармливающих за счет все тех же средств продажных прокуроров и устраивающих свою личную красивую жизнь.

Но это уже будет другая история. Не имеющая ничего общего с традициями российского образования. Российская школа окончательно превратится в торговую лавку, главным товаром в которой будет некий набор знаний. Не всегда первого сорта, но всегда чрезвычайно дорогих для граждан нашего государства.

Да и само государство в таких условиях просуществует весьма недолго. Ибо, перестав выполнять одну из своих важнейших функций, оно моментально обречет себя на скорую гибель.

Только вот в чем вопрос: хотим ли мы все этой гибели в угоду небольшой кучке мошенников, пытающихся скопить свои неправедные богатства на самом святом — на будущем наших детей?

Статья 4

Сергей Комков

Языком через колено

Источник информации — http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=644314&soch=1  .  Дата публикации: 09.11.2011.

Вот и отшумел в очередной раз День Народного Единства. В очередной раз зажравшиеся российские политики в наглую разыграли русскую национальную карту, чтобы спрятать её до очередного удобного случая. Забыв при этом рассказать гражданам нашей многострадальной Родины о том, что ни о каком единстве сегодня не может быть и речи.

Потому что основой национального единства может быть только единство языка, культуры и веками сложившихся национальных традиций. И совершенно очевидно, что единым для всех языком в такой стране как Россия может быть только русский. Это закреплено статьей 68 Конституции Российской Федерации.

Однако это важнейшее положение Основного Закона давно уже не выполняется.

За примерами далеко ходить не надо. Несколько месяцев назад развернулась целая эпопея в 61-й уфимской школе. Ученик 6 класса Владислав Мартинс отказался от изучения башкирского языка, который по воле башкирских чиновников стал в этой республике государственным и обязательным для изучения в любой средней школе. Да и, с какой стати русскому мальчику изучать в обязательном порядке чуждый ему язык? При этом, изучение родного ему русского языка в той же школе оказалось сокращенным по сравнению с другими регионами России почти на 40 %.

Родители мальчика в этом вопросе оказались принципиально категоричными: их сыну не зачем изучать башкирский язык, поскольку он не собирается становиться чиновником в этой республике. Да и, обидно изучать чуждый язык за счет своего родного русского.

Но чиновники от образования республики Башкортостан стоят на своем: не будет аттестован по башкирскому языку — останется на второй год. При этом ссылаются на законы своей республики и на так называемый "примерный учебный план", включающий в себя региональный компонент.

Башкирским чиновникам от образования вторят местные правоохранители. Уфимская прокуратура усматривает в действиях родителей Владислава Мартинса чуть ли не уголовную составляющую. Они, видите ли, пренебрежительно относятся к местным традициям, обычаям и к региональному законодательству.

При этом никому даже в голову не приходит, что тем самым они не просто нарушают российскую Конституцию и Федеральный Закон "Об образовании", но и фактически потакают сепаратистским настроениям в одном из ведущих субъектов Российской Федерации.

Действительно, каждый народ, населяющий нашу уникальную Державу, вправе изучать и хорошо знать свой родной язык. Но кто вправе заставлять представителей русской национальности силой изучать чуждый им язык? Как раз подобного рода ситуация и ведет в конечном итоге к разжиганию межнациональной вражды. И, как следствие этого — к распаду России.

Пусть татарин изучает свой родной татарский язык, а башкир — свой родной башкирский. Только делать это надо сугубо на добровольной основе и вне рамок основного учебного времени. Ибо, пока еще в России существует единая система школьного образования, базирующаяся исключительно на русском языке. Только этот язык, являясь единственным государственным языком Российской Федерации, может быть обязательным для всех и влиять на процесс перевода из класса в класс. Так прописано в едином государственном стандарте. И иначе быть не может.

Ну, а что же Москва?

Похоже, что министерство образования и науки России во главе с министром Фурсенко впало в летаргический сон, надеясь на то, что проблема сама собой как-то рассосется.

Нет. Не рассосется. Она будет усугубляться и разрастаться год от года, пока не приведет всю систему образования к полному коллапсу. И тогда уже "Русский марш" пройдется по всем, так называемым, "национальным" республикам России. И завершится это большой резней. Виновниками которой будут не молодые русские парни, а те, кто сегодня не желает выполнять главный Основной Закон страны — Конституцию — и силком пытаются заставить подрастающее поколение русских людей изучать чуждый им язык, чуждую им религиозную культуру и национальные традиции.

А пока — родители русских школьников в Башкортостане и Татарстане готовят очередной иск в Конституционный суд России с требованием дать соответствующее толкование действиям зарвавшихся чиновников. Да, вот сомнительно только, что из этого выйдет какой-либо толк. Потому что главный гарант Конституции, вместо того, чтобы полноценно осуществлять свои функции и оградить русских людей от дополнительных издевательств, занимается бесконечными разглагольствованиями на тему единства и без устали играет в свой айфончик, пытаясь доказать мировой общественности "продвинутость" в этом совершенно никчемном деле. А тот, кого мы вновь жаждем увидеть на этом почетном месте "вождя всех народов", озабочен лишь набиванием карманов своих дорогих друзей-олигархов.

А тем временем наших русских ребятишек продолжают ломать языком через коленку. И не понятно, что быстрее сломается: язык или эта самая пресловутая коленка…

Статья 5

Сергей Комков

"Нехватки абитуриентов нет"

Источник информации — http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=638277&soch=1  .   Дата публикации: 24.03.2011.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков прокомментировал ситуацию со снижением числа выпускников
Количество бюджетных мест в российских вузах может быть сокращено вдвое        

"Слова Фурсенко — это как минимум отсутствие профессионализма, а по максимуму — преступление", — так президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков прокомментировал высказывание министра образования и науки о том, что нехватку абитуриентов можно компенсировать за счет сокращения бюджетных мест.

На заседании Общественного совета при Минобрнауки министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что в России наблюдается уменьшение числа выпускников школ. В свою очередь это приводит к тому, что вузам становится некого учить.

По словам министра, решить эту проблему можно двумя путями: либо сократив количество бюджетных мест, причем вполовину, либо сохранив количество выделяемых бюджетных средств и при этом увеличив расходы на содержание каждого бюджетного места.

О том, есть ли реальная нехватка абитуриентов, с чем она связана и как поступить в сложившейся ситуации, газете ВЗГЛЯД рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

ВЗГЛЯД: Сергей Константинович, как избежать нехватки студентов?

Сергей Комков: Никакой нехватки студентов нет. Андрей Александрович, как всегда, что-то перепутал. А некоторое сокращение выпускников школ и соответственно абитуриентов — это временная демографическая ситуация, которая имеет склонность постоянно меняться. Где-то через четыре-пять лет ситуация поменяется в другую сторону — количество выпускников увеличится. Потом опять уменьшится, потом опять увеличится. Это ситуация, которая развивается по волнистой линии.

ВЗГЛЯД: А с чем это связано?

С.К.: С обычной демографической ситуацией. То у нас в стране было больше детей, то меньше. Сейчас, кстати, детей много, и налицо нехватка мест в детских садах. Где-то пять-семь лет назад нам говорили, что нам не нужно столько садиков, их закрывали. Вот результат — вести детей некуда.

Сергей Комков считает, что причина снижения школьных выпускников таится во временном демографическом спаде (фото: ИТАР-ТАСС)

Сергей Комков считает, что причина снижения числа школьных выпускников таится во временном демографическом спаде (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: Вернемся к вузам. Есть ли избыток высших учебных заведений?

С.К.: На сегодняшний день огромного избытка вузов нет. У нас появилось большое количество негосударственных вузов. Они выросли, как грибы, начиная где-то с 1995 года. Причем есть вузы с очень высоким уровнем образования, а есть откровенные "шарашкины конторы", которые неизвестно какими путями получили лицензию и выписывают дипломы налево и направо.

Так вот в середине 90-х годов прошлого века появление негосударственных вузов всячески поощрялось. Тогда было сделано заявление: образование — тоже сфера услуг, за него надо платить, поэтому государство должно сокращать количество вузов, а негосударственные учреждения должны получить развитие.

Начиная с 1995 года идем по пути сокращения бюджетных мест. Руководство Министерства образования приводит соотношение — на 10 тысяч населения 116 человек учится на платных местах. Эти цифры, что называется, "от лукавого".

Надо исходить из того, что весь мир сейчас идет от всех видов платностей за образование к бесплатному высшему профессиональному образованию. Для примера возьмем Германию — в 2000 году соотношение платного к бесплатному образованию было 60 на 40, сейчас же наоборот — 40 на 60. К 2015 году немцы планируют сделать 90% образования бесплатным, а к 2020 году полностью перейти на бесплатное образование.

ВЗГЛЯД: С чем это связано?

С.К.: Потому что важнейшая социальная функция государства — подготовка граждан к тому, чтобы они в любой момент могли выполнить любые задачи. Весь мир думает так: собираются налоги с корпораций, с бизнеса, подоходный налог с граждан, и эти деньги должны расходоваться на социально значимые направления, одно из которых как раз образование. Кстати, Япония перешла полностью на бесплатное образование. Японцы считают, что каждый, кто хочет получить высшее образование, должен его получить.

ВЗГЛЯД: Что же происходит в России?

С.К.: Мы идем в обратную сторону, у нас почти 70 % образования за плату. К 2015 году соотношение станет 90 на 10, а к 2020 году можем вообще перейти полностью на платное образование.

ВЗГЛЯД: Но есть американская система, предусматривающая почти все места в вузах платными.

С.К.: В Америке другая система, нежели в Европе. Там нет системы мелких вузов, вместо этого ряд крупных региональных больших вузов — Гарвард, Стенфорд. Они имеют следующую систему — там есть свой фонд, куда вкладывают деньги бывшие выпускники, региональные власти, бизнес-сообщества, и на эти финансы особо талантливые студенты и учатся. Кстати, они еще и получают специальный грант на существование, чтобы можно было спокойно жить, учиться, питаться. Есть также система стипендий.

В данном случае Америка нам не указ, у нас совершенно другие традиции, нам в большей степени надо смотреть на Европу и на юго-восточную Азию.

ВЗГЛЯД: А можно ли как-нибудь получить выгоду из сложившейся ситуации?

С.К.: Фурсенко говорит, что у нас в России меньше школьников, а значит меньше студентов. После этого он заявляет — ах раз их меньше, то нужно сократить еще и бюджетные места. Я часто встречаюсь со своими коллегами из Европы и Америки, которые говорят — в ситуации, когда начинается демографический спад, вследствие чего уменьшается количество абитуриентов, можно без всякого ущерба для экономики увеличить количество бюджетных мест, чтобы все желающие могли выучиться бесплатно.

У нас наоборот — мы сокращаем бюджетные места со скоростью 6-8% в год, а по некоторым профессиям — по 10-12% в год.

ВЗГЛЯД: Кто быстрее всего "вымирает"?

С.К.: Быстрее всего сокращаются места в педагогических вузах. Почему-то господин Фурсенко решил, что России не нужны педагоги, что это лишняя обуза для страны. Недавно министр заявлял, что учителей переизбыток и нужно уволить 200 тысяч преподавателей. А через пять лет в школу придут сегодняшние малыши из детсада и учить их будет некому. Так что мы идем очень порочным путем.

Выслушав заявление Фурсенко — для меня, правда, уже это неудивительно, — мы с коллегами решили, что слова министра никак не могут выражать интересы российского государства, особенно если учесть, что страна поставила перед собой задачи модернизации экономики, оптимизации всех процессов, развития инфраструктур, подъем научного потенциала. Слова Фурсенко — это как минимум отсутствие профессионализма, а по максимуму — преступление.

Текст: Ярослав Козулин. ( http://www.vz.ru/society/2010/10/12/439266.html  ).

Статья 6

Сергей Комков

Опасные фантазии РАО

Источник информации — http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=637066&soch=1  .  Дата публикации: 18.02.2011.

Складывается впечатление, что разработчики нового стандарта образования для старшей школы никогда в этой самой школе не бывали. И даже не удосужились посмотреть нашумевший сериал с одноименным названием. Потому что иначе они совершенно ясно понимали бы, что все написанное ими в, так называемом, "стандарте" — полнейшая чушь.

Но эта чушь может очень дорого обойтись не только для системы образования в России, но и для самой России, поставив под большое сомнение сам факт её дальнейшего существования.

Давно известна прописная истина о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Именно эти самые "благие намерения" и просматриваются в каждой строке разработанного Российской Академией Образования и опубликованного Минобрнаукой проекта нового образовательного стандарта.

Казалось бы, что плохого в профилизации отдельных предметов в старшей школе? И, уж тем более, во внедрении индивидуального подхода? Но господин Кондаков и Ко, видимо, забыли (а, может быть, и никогда не знали), что школа — это достаточно сложный и многогранный механизм. Что это не курсы для вольнослушателей.

Что школа, к тому же, призвана выполнять важнейшую социальную функцию по воспитанию подрастающего поколения. Но, самое главное — школа должна каждому ученику дать весь набор необходимых базовых знаний, при помощи которых формируется интеллект человека.

И каждый предмет школьной программы выполняет важнейшую функцию по созданию интеллектуальных способностей подрастающего человека. И даже гуманитарию необходимо изучение естественных и точных наук, ибо они способствуют упорядочиванию его мыслительных возможностей. Точно также как математику необходимо серьезное и глубокое изучение общественных наук. Хотя бы для понимания своего места и своей роли в этом мире.

Но мы не будем глубоко вдаваться в сугубо методические проблемы современного российского образования. Речь идет о другом.

Скорее всего, разработчики "нового стандарта" (а вместе с ними, и министр образования г-н Фурсенко А.А.) вообще не представляют себе, как реально организуется учебный процесс в современной российской школе. Им никогда не приходилось регулировать учебный процесс и решать вопросы обеспечения этого самого процесса педагогическими кадрами.

Что же произойдет в обычной российской школе после внедрения, так называемого, "нового образовательного стандарта"?

Каждый старшеклассник выберет себе 6-7 предметов, из которых 3-4 будут изучаться на профильном уровне, остальные — на базовом. Плюс к этому три общеобязательных предмета: ОБЖ, физкультура и пока никому еще неизвестный курс "Россия в мире". Да к этому еще добавится тоже пока еще ни для кого не понятный "индивидуальный проект", который тоже будет являться обязательным для каждого старшеклассника. Как предполагают все эксперты, в условиях нынешней обычной средней российской школы этот самый "индивидуальный проект" выльется в переписывание из Интернета какого-нибудь совершенно бестолкового реферата (как это сегодня делает большинство американских школьников). Плюс 1-2 предмета по выбору из набора: астрономия, искусство, технология, дизайн и хореография. Которые, кстати говоря, будут изучаться за счет средств родителей.

Весьма интересен выбор в качестве общеобязательных предметов ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), физкультуры и курса "Россия в мире". С первым предметом всё ясно. В условиях назревших в России экологических и техногенных катастроф это становится весьма актуальным для каждого её гражданина. Против физкультуры тоже никто не возражает. Но при этом не следует забывать о том, что в 15% российских школ вообще нет спортивных залов, и каждый год на уроках физкультуры гибнет несколько десятков школьников. Кроме того, уроки физкультуры не обеспечены врачебным контролем. А в 38% российских школ вообще нет медицинских кабинетов. Что же касается курса "Россия в мире", то специалисты до сих пор гадают, о чем же и в каком ключе будет преподаваться данный курс нашим старшеклассникам. Если о том, как мы сами себя видим в этом окружающем мире, то это будет сплошным враньем. А, если мы будем рассказывать о том, как Россия реально выглядит на сегодняшнем мировом геополитическом пространстве, то это может кончиться для страны настоящей социальной и политической трагедией.

Так что, как видим, вопросов пока больше, чем ответов.

Один из них: кто и как будет составлять школьнику эту его "индивидуальную программу"? Пока сие никому не понятно. Потому что в соответствии с новым "стандартом" к 10-му классу фактически каждый ученик должен полностью определиться со своей будущей судьбой и двигаться по четко спланированной "дорожной карте". Именно, каждый. Потому что другого варианта новым стандартом просто не дано. А как это сделать, если в голове 15-16-летнего подростка пока еще полный сквозняк? И когда никакой (хотя бы элементарной) ранней профессиональной ориентации в предыдущие годы в российской школе просто не было?

Но и это не самое страшное. Главный вопрос заключается в том, чтобы суметь грамотно и профессионально построить весь учебный процесс в школе. Совершенно очевидно, что при новом стандарте будет столько индивидуальных программ, сколько учеников в старших классах. Возможность совпадения этих самых "программ" весьма невелика. Таким образом, в одно и то же время разные ученики будут заниматься разными предметами. И, при чем, на разных уровнях. При этом не надо забывать, что старшая школа будет находиться в стенах полной средней школы, где главной является классно-урочная форма обучения. Вот и будут бродить по школьному зданию великовозрастные балбесы, соображая, в каком закоулке у них должна состояться индивидуальная встреча с преподавателем соответствующего предмета.

Подобного рода мировой опыт уже имеется. Таким образом функционируют школы в ряде американских штатов. Кто хотя бы раз сумел там побывать, придет в полный ужас. В учебное время американская школа больше похожа на вокзал, по которому бродят совершенно очумевшие пассажиры, тупо соображающие, с какого перрона уходит их поезд.

Может быть, этого хотят наши "реформаторы" из РАО?

Кстати, о РАО. Давно уже ни для кого не секрет, что Российская Академия Образования из серьезного научного учреждения превратилась в отстойник для обанкротившихся чиновников. Здесь нашли себе пристанище бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов и его "боевая" заместительница, прославившаяся коррупционными скандалами, Елена Геворкян. Сюда же причалила и бывшая начальница московского департамента образования Любовь Кезина, прославившаяся на всю страну своим вольным обращением со зданиями детских садиков (в бытность её московской образовательной начальницей было продано или передано не по назначению около 700 зданий детских садов). Сюда же присоседился и многолетний главный редактор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. О роли этого уникального издательства сегодня с горечью говорят все ведущие педагоги страны. Академия давно погрязла в скандалах по поводу некогда принадлежавшей ей собственности. Фактически загубила все свои экспериментальные площадки и школы. Превратилась в "пятую колонну" российского образования, прикрывающую и оправдывающую все "новации", уничтожающие традиционную российскую образовательную систему.

При этом наши "педагогические академики" давненько утратили связь с реальной школьной жизнью и реальной школьной практикой. Потому что в ином случае они бы осознавали, чем закончатся их "фантазии" для обычной российской школы. Школы, перегруженной сегодня всевозможными абсолютно убийственными для неё "новациями". Непосредственное отношение к которым имеет и РАО.

Одна из таких "новаций" — ЕГЭ. Который ввели с полного "одобрямса" наших "академических светил". При этом ни один из "академиков" даже не задумался над тем, что единый стандартизированный экзамен за курс средней школы проводится сегодня при полном отсутствии этих самых единых государственных стандартов.

Сегодня, правда, г-н Кондаков (а вслед за ним и кое-кто из руководства Минобрнауки) принародно сетует за то, что, скорее всего, после внедрения "нового стандарта" этот самый пресловутый ЕГЭ либо предстоит "модернизировать", либо отменить вообще. И это при том, что на ЕГЭ потратили огромную массу и без того недостаточных в образовании средств, и поломали множество судеб выпускников. Прямо скажем, научный подход!

Таким образом, жить дальше без единого государственного образовательного стандарта просто невозможно. И об этом экспертное образовательное сообщество уже устало говорить на всех уровнях. Но подходить к этому вопросу нужно с чувством ответственности за судьбу российской школы и государства Российского в целом. И делать это надо профессионально, с полным пониманием того, как это отразится на судьбах миллионов рядовых граждан страны.

Так что г-н Кондаков и Ко зря обижаются на педагогическое сообщество за то, что оно так резко, в штыки восприняло их "научную разработку". Уж слишком большую цену нам приходится платить за неуёмные фантазии людей, мнящих себя академиками.

 

Статья 7

 Сергей Комков

Год учителя в "Нашей новой школе"

Источник информации — http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=619898&soch=1  .  Дата публикации: 27.01.2010.

В январе 2010 года в России был дан старт Года Учителя. И сделал это лично президент страны Дмитрий Медведев. Причем, это знаковое событие было совмещено с фактической презентацией проекта, обсуждение которого в России уже идет на всех уровнях несколько месяцев подряд. Новая "национальная инициатива" получила довольно громкое название — "Наша новая школа".

Что же стоит за столь громким названием? И как это все отразится на судьбе простого российского учителя и всей российской школы в целом?

О том, что кардинальные изменения в системе образования назрели давно, сегодня не говорит, разве что, только самый ленивый.

К 2010-му году российская школа подошла с очень тревожными результатами. И это, не смотря на наличие уже трех программных документов.

Первый документ был принят в конце 90-х годов и назывался довольно многозначительно: "Программа модернизации российского образования". Разрабатывался он при непосредственном участии группы американских советников. И, не смотря на свое громкое название, предусматривал не столько модернизацию, сколько уничтожение традиционной классической модели российского образования. Ключевыми моментами "модернизации" являлись "реструктуризация" малокомплектных (в первую очередь, сельских) школ и введение ЕГЭ как основной и единственной формы оценки качества знаний выпускников школ.

Разрабатывалась эта "программа" на площадке Высшей Школы Экономики, ставшей в середине 90-х годов плацдармом для работы американских советников в России. Поэтому ожидать от этих "разработчиков" заботы о системе российского образования и о сохранении её лучших традиций было бы глупо.

Результатом "реструктуризации" стало закрытие тысяч российских школ. Всего за период с 1992 по 2009 год в России было закрыто более 15 тысяч школ. И это стало настоящим национальным бедствием. Потому что прекращение существования школы на селе повлекло за собой фактическое умирание огромного количества сельских поселений и обезлюживание огромных территорий.

Не меньше бед принес и ЕГЭ, в результате внедрения которого резко снизился уровень преподавания в старшем звене средней школы и начался фактический переход от классической фундаментальной системы российского образования к прикладной американской. Суть которой всегда состояла в воспитании рядового потребителя.
Видимо, кому-то очень хотелось создать в России такие условия, при которых страна очень быстро начала бы превращаться из технологически и научно передовой державы в отсталый сырьевой придаток.

В качестве продолжения программы "модернизации" в начале 2000-х годов в стране появилась федеральная целевая программа "Развитие системы образования в Российской Федерации". Это был чисто финансовый документ, в соответствии с которым осуществлялись все задумки "модернизаторов". И большей частью деньги, предусмотренные в бюджете данной программой, пошли на реализацию целей и задач все той же программы "модернизации".

Поэтому на исходе второго президентского срока Владимира Путина возникла еще одна программа.

В рамках реализации плана перехода власти в руки другого президента, был разработан целый комплекс "национальных проектов", главной задачей которых являлась стабилизация всех социально значимых направлений развития государства. И, в первую очередь, — сферы образования.

Но уже через год стало совершенно очевидно, что без кардинальной научной и административной проработки большая часть этих, так называемых, "нацпроектов" попросту оказалась мертворожденными. В том числе — и нацпроект "Образование".

Потому что не решалась главная проблема: не было определено, куда и в каком направлении должна двигаться современная российская школа. А без этого любая раздача бюджетных средств является полным абсурдом. Тем более что в рамках нацпроекта "Образование" фактически был продолжен курс на "модернизацию", заложенный американскими советниками еще в середине 90-х годов.

Нацпроект не только не решил назревшие в российской системе образования проблемы, но, в какой-то мере, даже усугубил их.

И тогда перед руководством страны (и, в первую очередь, перед президентом как гарантом демократического развития государства) в полный рост встала задача внесения в образовательную политику хотя бы некоторой конкретики, способной изменить ситуацию в позитивную сторону.

И в ходе своей избирательной президентской кампании, и уже став президентом страны Дмитрий Медведев неоднократно встречался с простыми учителями. Что неминуемо должно было произвести на него неизгладимое впечатление.

Потому что сегодняшний российский учитель — явление многосложное и многострадальное. Он работает за мизерную зарплату (которая в среднем не превышает 60% от средней зарплаты работников сферы производства). При этом лишился за последние годы всех социальных льгот и доплат. Работает в довольно сложных условиях, поскольку в России до сих пор нет утвержденных в соответствии с Законом "Об образовании" стандартов этого самого образования. Учитель безмерно перегружен несвойственными ему функциями. Особенно — писаниной всевозможных отчетов, которых год от года становится все больше и больше. При этом вся эта дополнительная отчетность ничем не регламентирована, кроме указаний вышестоящего начальства. Но ослушаться учитель не вправе, так как рискует попасть под норму статьи 278 КЗоТ РФ, которая сегодня дает возможность уволить любого сотрудника школы без каких-либо оснований.

Как показали многолетние наблюдения, в школе всегда были две категории педагогических работников: энтузиасты, готовые трудиться даже за мизерную зарплату ради великих идеалов педагогики, и люди, которым попросту больше некуда податься в поисках хоть какого-то заработка. Таких во все времена называли "урокодателями". И, если в советской школе такое процентное соотношение было примерно 70 на 30 в пользу энтузиастов, то в последние годы все изменилось с точностью до наоборот. Сегодня лишь 30% педагогов работают в школе по призванию, а 70% — попросту зарабатывают себе на хлеб.

Подобного рода положение дел не могло не отразиться на всей жизни школы. Она постепенно, медленно, но уверенно, стала превращаться из "светоча знаний" в "отстойник" с не самыми лучшими социальными показателями.

Весьма характерным в этом плане оказался недавно вышедший на телеэкраны фильм "Школа", в котором, как в зеркале, отразились сегодняшние беды российского образования.

Видимо, подобного рода положение дел побудило президента страны обратить сегодня на проблемы школы особое внимание. И именно это стало причиной подготовки, так называемой, "национальной инициативы" с довольно многообещающим названием "Наша новая школа".

Внимательно вглядевшись во все пункты "инициативы", любой здравомыслящий эксперт проголосует за них двумя руками. Особенно за параметры, связанные с повышением статуса, квалификации и заработной платы рядового учителя. Но тут же возникает законный вопрос: на какой правовой базе все это будет осуществляться? Будет ли эта "инициатива" подкреплена дополнительными нормативными актами или все покатиться по старым рельсам?

Кроме того, немаловажным является вопрос и о том, кто будет претворять в жизнь эту прекрасную "инициативу"? Для всех независимых экспертов давно уже абсолютно ясно, что перестроить мышление нынешних руководителей системы образования в России, основанное на фундаменте, заложенном американским советниками в процессе создания программы "Модернизации российского образования", невозможно.

Поэтому старый, но хорошо проверенный советский лозунг "Кадры решают всё!" выходит сегодня, как никогда, на первый план.

А именно эти руководящие кадры (начиная от министра образования и науки Андрея Фурсенко и кончая начальником любого районного управления образования), к огромному сожалению, являются сегодня главным фактором тормоза развития системы образования в нашей стране.

Нежелание и неумение перестроиться к новым условиям развития со стороны подавляющего большинства чиновников в сфере образования привели к тому, что вся система школьного образования постепенно может превратиться в то самое неприглядное зазеркалье, которое демонстрирует нам сегодня нашумевший сериал "Школа".

Только система четких и продуманных мер, направленных на подъем отечественного образования и науки могут сегодня привести к выходу нашего государства на принципиально новые рубежи инновационного развития. И простой школьный учитель может здесь стать главной ключевой фигурой.

Но для этого его надо освободить от мелочной опеки со стороны малокомпетентных чиновников, от унизительного социального статуса и нищенского материального состояния. В руки ему нужно дать отработанные государственные стандарты и все необходимое для качественного выполнения его исторической миссии по воспитанию и обучению будущих граждан своей страны.

Всё это сделать, конечно же, в рамках одного "Года Учителя" не возможно. Для этого потребуется значительное время и значительные бюджетные средства. И, конечно же, принципиальное изменение отношения к проблемам образования со стороны не только президента, но и всего руководства страны.

 

Статья 8

 Сергей Комков

Образовательный союз?

Источник информации — http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=612156&soch=1 . Дата публикации: 26.11.2009.

 

Всеми ведущими экспертами уже давно отмечено, что отношения внутри Союзного государства Россия-Беларусь в гуманитарной сфере развиваются довольно странным образом. Особенно это касается такой важнейшей отрасли как образование. И это весьма настораживает. Ибо, именно сфера образования может стать как главной объединяющей, так и главной разъединяющей нас силой.

Ярчайшим примером тому может служить Европа. Начав процесс объединения, европейское сообщество первым делом попыталось найти общие точки соприкосновения в области образования. Именно поэтому в 1998-м году в Болонье было подписано знаменитое Соглашение между министрами образования ряда европейских стран о принципах сотрудничества в сфере образования.

Можно спорить о параметрах данного Соглашения, но главным и неоспоримым его достоинством является то, что Европа совершенно однозначно высказалась, во-первых, против засилья на своей территории американских образовательных стандартов и, во-вторых, понимая, что создать единый рынок труда невозможно без единых подходов к подготовке квалифицированных специалистов, приступила к разработке единых требований в этой важнейшей гуманитарной сфере.

В 2003-м году Россия присоединилась к Болонскому Соглашению. Но сделала это довольно топорно и, даже можно сказать бестактно, без учета мнения своего главного союзника — Беларуси. В Российской Федерации начались активные процессы перестройки на "Болонский лад". Начался слом традиционно сложившейся еще в рамках Советского Союза системы высшего профессионального образования, в основе которой лежала система подготовки по программе "специалист". Россия поспешила сделать шаги по переводу высшего профессионального образования на двухступенчатую модель: бакалавриат — магистратура. И это привело к противоречию не только с самим духом Болонского Соглашения, которое, строго говоря, никого и никогда не обязывало к механическому копированию традиционно сложившейся в ряде стран Европы системы высшего образования, но и к глубочайшему противоречию внутри Союзного государства.

Беларусь заняла в этом вопросе более сдержанную и более осторожную позицию. Видимо, исходя из посылов, что нельзя сломя голову бросаться из одной крайности в другую. После активных попыток американских эмиссаров, развернувших свою деятельность в 90-е годы на всем пространстве бывшего СССР, следовало бы в рамках Союзного государства объединить свои усилия для сохранения лучших традиций, сложившихся в системе советского образования.

К чести наших белорусских коллег относится то, что они не бросились экспериментировать со своей системой образования. Их шаги в этой сфере были более выверены и менее опрометчивы.

Беларусь не стала спешить с переводом всей системы образования на нормативно-подушевой принцип финансирования. И, тем самым, они фактически спасли огромную массу малокомплектных школ, которые в России все эти годы уничтожаются с катастрофической скоростью. Только за последние 15 лет в Российской Федерации было закрыто более 12 тысяч школ. И это привело к настоящей гуманитарной трагедии, расхлебывать последствия которой мы будем еще не одно десятилетие.

Наши белорусские коллеги не поспешили в экстренном порядке ломать старые советские образовательные стандарты. Не потому что они такие ретрограды, а потому что в этих самых стандартах было очень много разумного и ценного.

Российская же школа все 90-е годы тряслась в лихорадке от ежегодных "реформаций". В угоду американским советникам, активно работающим на нашей территории все эти годы, поломала то, что имела. Но ничего нового так и не создала. На сегодня российская система образования продолжает существовать без утвержденных законным путем образовательных стандартов. Что фактически сразу резко снижает весь уровень системы образования.

Не стала спешить Беларусь и с переводом высшего профессионального образования на платные рельсы. И не только потому что граждане Беларуси не имеют такого уровня достатка, как россияне. Просто руководители системы образования Беларуси более чутко наблюдают за основными мировыми тенденциями в этой сфере. А они показывают, что весь мир сегодня идет не к повышению, а к снижению доли платного высшего профессионального образования. Так Германия, к примеру, в 2020-м году будет иметь 90% бюджетного и лишь 10% платного высшего образования. В то время как Россия к тому же периоду будет иметь лишь 10% бюджетного высшего образования и 90% платного. А Япония уже в 2010 году будет иметь все 100% бесплатного бюджетного высшего профессионального образования для граждан своей страны.

Таким образом, Россия, в отличие от своего партнера по Союзному государству, выражаясь образным языком, идет вниз по ведущей вверх лестнице. И это резко снижает возможности создания единого образовательного пространства в рамках единого Союзного государства.

Эти противоречия возникли и в процессе проведения довольно спорного "эксперимента" по внедрению в России единого государственного экзамена — ЕГЭ. Этот "эксперимент" в Российской Федерации был разработан и внедрялся под присмотром американских советников через созданную при содействии Мирового Банка структуру — Высшую Школу Экономики.

И уже в процессе "эксперимента" для всех ведущих экспертов было понятно, что введение ЕГЭ окончится для страны настоящей национальной трагедией. Сегодня о несостоятельности ЕГЭ заговорил даже сам министр образования и науки РФ господин Фурсенко. Выступая на всероссийском совещании перед руководителями исполнительных органов власти в системе образования в Чебоксарах, он прямо заявил, что "ЕГЭ не может выполнять функцию оценки качества знаний учащегося". Итоги вступительной кампании в ВУЗы в 2009-м году привели всю страну в ужас. Выяснилось, что большая часть получивших на ЕГЭ высочайшие баллы не в состоянии даже без ошибок выполнить простейшие задания. Так при проверке знаний поступивших по результатам ЕГЭ студентов первого курса факультета журналистики МГУ было установлено, что 80 % имевших высокие баллы по ЕГЭ не могут писать простейшие предложения без грамматических ошибок. А в целом 60 % первокурсников МГУ при проведении проверочных работ не смогли подтвердить свои высокие баллы ЕГЭ. Большая же часть наиболее одаренной и талантливой молодежи оказалась за чертой бюджетного высшего профессионального образования — на платных или вечерних отделениях.

Беларусь не стала спешить с довольно сомнительными экспериментами и не пошла на объединение в одном двух функций: итоговой аттестации и вступительных экзаменов в ВУЗы. И поступила совершенно верно.

Можно спорить о том, насколько квалифицированно осуществлялось в республике Беларусь централизованное тестирование. Но главный принцип был соблюден. Итоговая аттестация за курс средней школы осталась традиционной, а поступление в высшие учебные заведения производилось на основе результатов централизованного тестирования.

Таким образом, наши белорусские коллеги сумели избежать еще одной серьезной социальной опасности: массового оставления без документа о полном среднем образовании — аттестата. В России же в 2009-м году без аттестата о полном среднем образовании по вине организаторов ЕГЭ остались более 30 тысяч выпускников школ. Что явилось грубейшим нарушением Международной Конвенции по правам человека, предписывающей государствам обеспечить получение положительного документа об образовании всеми, кто обучался.

Единственным направлением образования, которое осуществлялось и продолжает осуществляться в рамках единого Союзного государства и которое не затронули проамериканские "реформы", является православное конфессиональное образование. Здесь наблюдается полное единство взглядов и подходов. И это вполне оправдано, ибо русский и белорусский народы имеют одну единую культуру, единые исторические корни и единую религиозную традицию.

В этом направлении, правда, тоже достаточно много подводных камней и достаточно много нерешенных проблем. Так как и в России, и в Беларуси конфессиональные православные школы практически не пользуются поддержкой государства (а порой — и своих синодальных отделов). Но, не смотря на все трудности, опыт их работы может послужить примером для организации взаимодействия на уровне государственных чиновников.

Весь ход исторического развития показал, что построение единого Союзного государства — дело весьма непростое и ответственное. Здесь не применимы методы чисто административного воздействия. Все объединительные процессы должны начинаться в первую очередь не на экономическом или политическом уровне, а на уровне общественного сознания. Процессы изменения общественного сознания — самые сложные и самые порой непредсказуемые. Но, самые надежные. И способствовать успешной реализации этих процессов может только одна система. Это — система образования. Ибо, лишь образование является важнейшей социальной функцией любого государства, претендующего на выживание в столь непростом современном мире.

Сергей Комков — президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, д.п.н., профессор, член Союза писателей России. 26.11.2009.   www.viperson.ru  .

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: