Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ, критикует группу заданий международной программы PISA-2006 "Горячая работа": "Если учащийся знает, что вода не кипит и сталь не светится при 40 С, то он компетентен в научном объяснении явлений?".

21.04.2009 21:39      Просмотров: 3296      Комментариев: 0      Категория: Системный анализ заданий программы PISA

Анатолий Владимирович Краснянский, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ, критикует группу заданий международной программы PISA-2006  "Горячая работа":  "Если учащийся знает, что вода не кипит и сталь не  светится при 40 оС, то он компетентен в научном объяснении явлений?".

 

Источник информации о задачах программы PISA: http://www.centeroko.ru/public.htm

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

 

 

Международная оценка образовательных достижений учащихся
(Programme for International Student Assessment – PISA)
У ч и м с я
д л я ж и з н и !

 

Москва, 2007

СОСТАВИТЕЛИ: КОВАЛЕВА Г.С., к.п.н., КОШЕЛЕНКО Н.Г.
ОФОРМЛЕНИЕ: БАРАНОВА В.Ю.

 

 

Группа заданий "Горячая работа"

Вопрос 1


    Петр ремонтирует старый дом. Он оставил в багажнике своей машины бутылку воды, несколько гвоздей и деревянный брусок. После того, как машина три часа простояла на солнце, температура внутри нее достигла 40ºC. Что произошло с предметами в машине? Обведите «Да» или «Нет» для каждого утверждения.

Произошло ли следующее с предметами в машине? Да или Нет?

Температура всех предметов стала одинаковой.                                                         Да / Нет
Спустя некоторое время вода начала кипеть.                                                             Да / Нет
Спустя некоторое время гвозди накалились докрасна.                                              Да / Нет

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 38,3
Код 1: Три верных ответа: Да, Нет, Нет в указанном порядке.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: связь естествознания и технологии
Контекст: личностный

 

Анализ вопроса 1 (А.В. Краснянский)

 

   Во-первых, неясно, что такое "температура внутри машины"? Внутри машины много различных частей, поверхностные слои  (поверхности) которых могли иметь различные температуры. Те поверхности, которые были под лучами солнца, могли иметь значительно большую температуру, чем те, которые были в тени. Температура воздуха внутри салона могла быть иной, чем температура воздуха внутри багажника. Очевидно, что нужно было написать: "Температура воздуха внутри багажника".  Во-вторых, коэффициент теплопроводности древесины, например сосны поперек волокон составляет 0,15 Вт/м К, вдоль волокон 0,40 Вт/м К; коэффициент теплопроводности стали 50 - 80 Вт/м К , то есть коэффициент теплопроводности древесины в 100 - 500  раз меньше, чем стали (см. справочник "Физические величины". Под редакцией И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. Москва. Энергоатомиздат. 1991).   Следовательно, не факт, что температура всех предметов, в том числе деревянного бруска была равна 40 оС. Можно предположить, что температура поверхностного слоя деревянного бруска действительно была равна 40 оС, однако температура внутри бруска могла быть иной. Поэтому "правильный" ответ: "Температура всех предметов стала одинаковой" может не соответствовать действительности.  В-третьих, чтобы ответить правильно (с точки зрения авторов вопроса), достаточно знать, что при 40 оС вода не кипит и сталь не излучает красный свет. Почему же только 38, 3 % российских учащихся ответили "правильно"?  Вероятно, это объясняется тем, что на ответ учащимся давали очень мало времени. Каждый ученик должен был письменно за 2 часа ответить на 50 - 60 вопросов по чтению, математике и естествознанию.  

  

Вопрос 2


    Петр налил себе чашку кофе, температура которого была около 90ºC, и чашку холодной минеральной воды, температура которой около 5ºC. Обе чашки одинаковые и объем напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Петр, была около 20ºC. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды  через 10 минут?
A                      70ºC и 10ºC
B                       90ºC и 5ºC

                      70ºC и 25ºC 
D                       20ºC и 20ºC

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 57,8
Код 1: A. 70ºC и 10ºC
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: связь естествознания и технологии
Контекст: личностный

Вопрос 3


    Насколько вам интересно следующее?  Отметьте только одну клетку в каждой строке.
                                                                                    Очень интересно          Интересно          Мало интересно          Не интересно
a) Понять, как форма чашки влияет на
скорость охлаждения кофе.                                                     1                               2                               3                                  4
b) Узнать, чем отличается расположение
атомов дерева, воды и стали.                                                 1                               2                               3                                  4
c) Узнать, почему различные твердые
тела по-разному проводят тепло.                                           1                               2                               3                                 4

Тип вопроса: на оценку отношений
Отношение: интерес к науке

 

Статья не закончена.

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна