Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Александр Шевкин. Союзу школ быть!

3.12.2012 12:40      Просмотров: 2718      Комментариев: 0      Категория: Разрушение российской науки и образования

Александр Шевкин

Союзу школ быть!
 

Источник информации - http://shevkin.ru/?action=ShowTheFullNews&ID=790  .   02.12.2012.

Вчера мне довелось посетить заседание представителей некоторых школ Москвы, а может быть, просто учителей московских школ, обеспокоенных тем, как мы будем жить и работать завтра, когда примут новейший закон об образовании в России. Не перечисляю номеров школ, не называю выступавших — просто потому, что меня на это никто не уполномочил.

Сама идея создать союз не кажется утопической, так как объединить обеспокоенных людей под здравыми лозунгами и планами совместных действий сейчас не так уж сложно: благо образовательный котёл близок к закипанию. Вот и на сегодняшней встрече собрались представители хороших школ Москвы (был представитель и из С.Петербурга). Важно только определиться, для чего надо объединиться.

По части констатации ситуации в образовании и понимания вектора развития «реформы» образования споров не было, были какие-то новые детали, которые не являются общеизвестными. Я был приятно удивлён фактом выхода Болонского университета из Болонского процесса (эта тенденция набирает обороты в Европе). Приятно ещё раз убедиться, что прогнозы думающих людей по Болонскому процессу подтверждаются. Неприятно, что обратное движение потребует новых сил, средств, нервов. В Европе уже поняли, что пользы от этого процесса нуль, у нас пока это поняли военные вузы — они выходят из Болонского процесса с 2013 г.

И ещё. Оказывается, образовательные монстры в США создавались лет 50 назад, причём в старшей школе, а последний «тренд» заключается в переходе от образовательных монстров к школам со своим лицом (до 500 обучающихся).

Это надо обязательно объяснить нашим управленцам, да желательно со ссылками на конкретные факты и источники, иначе так и будем плестись в хвосте мирового образовательного каравана. Сами они всё поймут лет через двадцать, когда инициаторы Болонского процесса и участники образовательных монстров на Западе уже давно забудут о своих досадных ошибках. Надо по-доброму подсказать нашим дорогим адресатам наших горячих писем в защиту образования: если сейчас не уродовать образование особенно рьяно, не тратить на это деньги и нервы (ради эфемерной экономии средств при предсказуемой потере качества), то мы можем оказаться впереди мирового образовательного каравана, раз уж он поворачивает назад.

Отмечу отдельные порадовавшие меня мысли (в моём весьма вольном переложении).

Очевидно, что если уж объединяться в союз, то надо понимать, ради чего: объединяться против кого-то или чего-то, или за что-то. Второй подход кажется более конструктивным. Даже осознавая, что «реформаторам» образованием поставлена задача разрушить систему советского образования (не будем уточнять: внутренними или внешними управляющими), союз может своими письмами и другими акциями успокоить власть: задача практически выполнена. Теперь возникает вопрос: не слишком ли мы увлеклись разрушением «до основанья»? Ведь «а затем» может и не наступить. Кроме того, список адресатов может быть расширен. Не беда, если нас не услышит власть, она не вечна. Надо начинать позитивную работу с будущими министрами образования, членами будущего правительства, с будущим президентом. А для этого надо широко распространить свои предложения по сохранению и возрождению образования в России. Не может быть, чтобы оно больше не понадобилось.

Своим письмом «наверх» союз намерен спросить: власть, а ты осознаешь последствия революционной умственной и моральной дебилизации населения России, которая является прямым следствием модернизации образования в последние 10-15 лет? Что ты дальше-то делать будешь? Кем и как управлять? Наука и образование тебе не нужны? Допустим. А оборона, а мало-мальское наукоёмкое производство, а космос и всякая там безопасность — тоже без надобности? Или это всё планируется делать без привлечения российских мозгов, которые вот-вот закатает в асфальт каток «Закона об образовании»? Там предусмотрены все необходимые механизмы.

Надо спросить власть: тебе не нравится качество работы, например, лучших школ Москвы, которые отобраны по критериям образовательных чиновников и по их инициативе? Скажи, чем именно? Ведь новый закон, якобы нацеленный на повышение качества образования, в самом ближайшем будущем просто заставит их «умереть», а новая образовательная политика «холдингизации» московских школ, может быть, удобна управленцам: меньше единиц управления, и некоторым руководителям школ: растет финансовый поток, проходящий через их руки. Но так ли это удобно детям с самыми разными образовательными потребностями и возможностями? Образование реформируем в интересах детей или управленцев? Что-то не верится, что резко возрастут возможности для построения образовательной траектории каждого ученика, когда их, учеников, в этой школе станет, как муравьёв в муравейнике. Это уже кто-то доказал? А потом: куда мы так спешим, может быть, разумнее и дешевле изучить американский опыт, узнать, по какой причине они разукрупняют свои образовательные холдинги? Или нам не жалко денег, а главное, собственных детей, чтобы повторить чужие ошибки?

Надо спросить власть: если она ещё сколько-то хочет править, если она всерьёз говорит о необходимости технологического рывка, то, может быть, не надо экономить на хороших школах, раз уж они хорошо работают? Или после разрушения советского образования собственно российского образования нам уже не надо? А если надо, то зачем уничтожать точки его возможного роста? А то получится, как с лесом. Помните: российские математики предупреждали, что новый закон о лесе (2007), экономящий много федеральных средств от передачи обеспечения сохранности лесов на местный уровень, на котором не нашлось денег на 70 тысяч лесников, на пожарные самолёты, подвергает Россию колоссальному риску страшных пожаров в ближайший же засушливый год... Это было, кажется, в 2008 году, если я не перевираю данные из доклада Г. Малинецкого. Прогноз учёных оказался верным. Помните, как мы красиво горели в 2010 году? Это был не природный, а рукотворный пожар по причине необузданной экономии федеральных средств.

Надо честно спросить власть: ты хочешь тушить пожары и в образовании тоже? Ведь окажется недопустимо много родителей и учащихся, не довольных перекрытием социальных лифтов, утратой возможностей обучаться в необходимом направлении (реально выстраивать собственную образовательную траекторию) после слияния какой-нибудь физико-математической школы со школой для детей с девиантным поведением (по словарю: непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых норм и представлений; поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании) и двумя-тремя обычными школами. А ну как какой-нибудь политический «авантюрист» позовет за собой всех, мечтающих о равном доступе (с учетом склонностей и способностей) к всеобщему бесплатному образованию (по Конституции РФ) с возвращением от образовательных холдингов к нормальным школам. Власть устоит, если к образовательным лозунгам добавятся ещё и другие горячие темы? В 1917-м не устояла.

Так может быть, не надо экономить на школах, где с учетом их программ или особых потребностей и возможностей обучающихся тратится больше денег, чем в средней во всех смыслах школе? Надо ли пороть горячку из-за разумной траты всего долей процентов того, что воруют чиновники? Может быть, будет правильнее уменьшить это воровство на доли процентов, а точки роста образования сохранить ради нашего общего будущего?

Может быть, не надо в законе об образовании вводить децильный коэффициент в качестве средства измерения доступности образования в данной территории? Ведь умному человеку должно быть понятно, что этот коэффициент будет заставлять образовательных управленцев для достижения приемлемых показателей своей работы давить сильные школы. Это же проще, чем поднимать слабые. Московская эпопея слияний школ как-то грустно укладывается в эту стратегию.

Что сказать в качестве итога? Хочется пожелать союзу школ подготовить разумный «манифест», декларацию о намерениях, расти численно и качественно.

Я уже подписал открытое письмо «Качественное образование – ценность, а не обуза».

Очень надеюсь, что здравомыслящие люди: учителя, выпускники школ, родители учащихся, учащиеся поддержат наш позитивный призыв к сохранению образования России. Адрес письма в Интернете:

http://www.change.org/ru/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83-%D1%80%D1%84-%D0%B2-%D0%B2-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D1%84-%D0%B4-%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BC%D0%B8

Только ко всем призывам и лозунгам я бы добавил ещё один: «Вернём суверенитет российскому образованию!» Ну сколько можно повторять чужие ошибки в стране, богатой собственными традициями в образовании, традициями, которые пытаются, но не всегда могут перенять у нас?
 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна