Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Anti-PISA. Anatoly Krasnyansky: Errors in PISA tasks. Дефекты в группе заданий международной программы PISA-2006 "Кариес зубов".

18.04.2009 10:34      Просмотров: 3904      Комментариев: 0      Категория: Anti-PISA: Системный анализ заданий программы PISA

 

Источник информации о задачах программы PISA:

http://semidc.edusite.ru/DswMedia/pisa2006_zadaniyapoestestvoznaniyuexampleunitsscience.pdf

 

Статья находится на стадии редактирования! 

 

Анатолий Владимирович Краснянский, старший научный сотрудник химического факультета МГУ

Системный анализ группы заданий международной программы PISA-2006 "Кариес зубов".

 


КАРИЕС ЗУБОВ

 

    Бактерии, живущие у нас во рту, являются причиной кариеса зубов. Кариес стал проблемой с начала 18 века, когда сахар стал доступным благодаря увеличению его производства из сахарного тростника.  В настоящее время мы многое знаем о кариесе. Например:

• Бактерии, которые являются причиной кариеса, питаются сахаром.
• Сахар превращается в кислоту.
• Кислота повреждает поверхность зубов.
• Чистка зубов помогает предотвратить кариес.





Анализ предложения: "Бактерии, живущие у нас во рту, являются причиной кариеса зубов".

 

Вопрос 1

     Какова роль бактерий при кариесе зубов?

A            Бактерии вырабатывают эмаль.
B            Бактерии вырабатывают сахар.
C            Бактерии вырабатывают минералы.
D            Бактерии вырабатывают кислоту.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 81,2
Код 1: D. Бактерии вырабатывают кислоту.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: использование научных доказательств
Содержание: естественнонаучные объяснения (знание о науке)
Область применения: здоровье
Контекст: личностный

 

Краснянский: Анализ вопроса 1

 

     Во-первых, нужно обратить внимание на то, что здесь составители задания называют использованием научных доказательств!  Учащийся выбрал ответ D, и, по мнению авторов задачи, проявил знания и умения ("компетенции") применять научные доказательства! Ведь остальные альтернативы автоматически отбрасываются, если учесть подсказку в тексте задания: "Бактерии, которые являются причиной кариеса, питаются сахаром; сахар превращается в кислоту". О каком научном доказательстве идет речь? В доказательстве должен быть тезис, аргументы (доводы) и демонстрация (способ доказательства).  Тезис - мысль или положение, истинность которого требуется доказать. (С. 374, Н.И. Кондаков). Аргумент (довод) - мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. (С. 38).  Демонстрация - логические рассуждение, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность тезиса. Демонстрация или способ доказательства - это последовательная связь мыслей, которая должна убедительно показать, что тезис необходимо обосновывается доводами и является поэтому истинным. (С.76). Подробнее смотритете в книге: Н.И. Кондаков. Введение в логику. Москва. Издательство "Наука". 1967.

Во-вторых, в России минералами называют природные тела, приблизительно однородные по химическому составу и физическим свойствам, образующиеся в результате физико-химических процессах в глубинах и на поверхности Земли. (Большой энциклопедический словарь.  Москва. "Советская Энциклопедия". 1991.).

Вопрос 2

     На графике показано потребление сахара и число случаев кариеса в  разных странах.  Каждая страна на графике представлена точкой. Какое из следующих высказываний подтверждается данными,  приведенными на графике?

 

A                  В некоторых странах люди чистят зубы чаще, чем в других странах.
B                  Чем больше люди едят сахара, тем более вероятно, что у них будет кариес.
C                  В последние годы во многих странах увеличилась частота заболеваний  кариесом.
D                  В последние годы во многих странах потребление сахара увеличилось.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 53,1

Код 1: В. Чем больше люди едят сахара, тем более вероятно, что у них будет кариес.

Ответ не принимается

Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: использование научных доказательств
Содержание: естественнонаучные объяснения (знание о науке)
Область применения: здоровье
Контекст: личностный



Анализ вопроса 2



 Сахар (сахароза) - легко растворимое вещество, которое быстро удаляется из ротовой полости, поскольку во рту есть слюнные железы. Последние постоянно вырабатывают слюну, а слюна растворяет сахар. Поэтому время нахождения сахара во рту очень мало.  Можно ожидать, что малорастворимые полисахариды, например, крахмал, также представляют большую угрозу для зубов, поскольку могут дольше, чем сахароза, находиться во рту из-за своей малой растворимости.   

 

Вопрос 3

    В некоторой стране среднее число поврежденных кариесом, зубов, приходящихся на одного человека, достаточно высокое. Можно ли получить ответы на следующие вопросы, касающиеся  проблемы кариеса зубов в этой стране, путем проведения научных экспериментов? Обведите «Да» или «Нет» для каждого вопроса.

Можно ли получить ответы на
следующие вопросы, касающиеся                 
проблемы кариеса зубов, путем                                                                                        Да или Нет?
проведения научных экспериментов?

Какое влияние на проблему кариеса зубов
окажет добавление соединений фтора в                                                                           Да / Нет
водопроводную воду?

 

Сколько должно стоить посещение зубного
врача?                                                                                                          Да / Нет

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 69,6
Код 1: Два верных ответа: Да, Нет в указанном порядке.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов
Содержание: естественнонаучные исследования (знание о науке)
Область применения: здоровье
Контекст: социальный

Краснянский: Анализ вопроса 3

     Вопрос 3, по мнению деятелей программы PISA, выявляет умение школьников отличать проблемы, которые можно решать с помощью научных экспериментов, от проблем, которые не требуют постановки специальных опытов. Во-первых, у пятнадцатилетних  учащихся нет достаточных знаний, чтобы отличать научные проблемы от наукообразных. Учащиеся могут отличать научные проблемы от ненаучных только по наличию научных терминов - слов, обозначающих научные понятия.  Например, если в вопрос  3  вместо слова "фтор"  подставить слова (термины) "хлор", "бром", "кальицй", "полоний", "франций", "астат", "свинец", сурьма" и т.п., то большинство учащихся не заметят подмены и ответят "Да" на этот вопрос. Только специалисты сразу поймут, что  такие вопросы - наукообразные.

Во-вторых, авторы задания пишут:"Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов". Постановка проблем, требующих научных исследований - это компетенция научных организаций, а не пятнадцатилетних школьников.


 


 

Вопрос 4

Насколько вам интересно следующее?  Отметьте только одну клетку в каждой строке.

                                                                                                           Очень интересно                         Интересно                        Мало интересно                             Интересно                                 

a) Узнать, как выглядят под
микроскопом бактерии,
разрушающие зубы.
 
b) Узнать о создании вакцины,
предотвращающей кариес зубов.

c) Понять, как пища, не содержащая
сахара, может стать причиной
кариеса зубов.
 
Тип вопроса: на оценку отношений

Отношение: интерес к науке

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна