Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский о "правильном" ответе на вопрос № 4 из группы заданий "Питьевая вода" программы PISA-2006: "Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора". Это правильный (по мнению авторов заданий) ответ на вопрос № 4.

17.04.2009 23:15      Просмотров: 39806      Комментариев: 0      Категория: Системный анализ заданий программы PISA

 

 Анатолий Владимирович Краснянский о "правильном" ответе на вопрос № 4  из группы заданий "Питьевая вода"  программы  PISA-2006: "Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора". Это правильный (по мнению авторов заданий) ответ на вопрос № 4.

 

Источник информации о задачах программы PISA: http://www.centeroko.ru/public.htm

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Международная оценка образовательных достижений учащихся
(Programme for International Student Assessment – PISA)
У ч и м с я
д л я ж и з н и ! Москва, 2007

СОСТАВИТЕЛИ: КОВАЛЕВА Г.С., к.п.н., КОШЕЛЕНКО Н.Г.
ОФОРМЛЕНИЕ: БАРАНОВА В.Ю.


В данной публикации представлены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), осуществляемом Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) в области функциональной грамотности пятнадцатилетних учащихся в 2006 году. Для каждого задания-вопроса указаны его основные характеристики. Характеристики представлены в двух форматах: по заданиям, которые использовались в основном исследовании 2006 года – трудность задания по международной шкале; процент российских учащихся правильно выполнивших задания (полностью или частично); средний процент выполнения по странам ОЭСР и максимальный процент выполнения задания; по заданиям, которые использовались только на этапе экспериментальной проверки – процент выполнения российскими учащимися. Задания, которые не использовались в основном исследовании 2006 года, а использовались только в экспериментальной проверке, отмечены зведочкой (*) в разделе «Содержание». Материалы предназначены для широкого круга лиц: представителей органов управления образованием разного уровня; методистов в области общего среднего образования; специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования. Представленные материалы могут быть полезны учителям основной и старшей школы, а также студентам педагогических вузов.
© ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИСМО РАО, 2007.
 

ГРУППА ЗАДАНИЙ  – Питьевая вода
ПИТЬЕВАЯ ВОДА
(2006)

На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья.

Рисунка пока нет - А.К. - но есть схема, основанная на рисунке:

Источник воды (водохранилище или озеро)  --> решетка --> отстойник --> фильтр --> хлорирование --> подача воды в водопроводный кран.

Вопрос 1

   Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами.  Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 73,2
Код 11: Ответы, в которых учащиеся ссылаются на фильтрацию грунтовых вод во время просачивания через земные пласты.
• Во время прохождения воды через песок и почву вода очищается.
• Происходит естественная фильтрация.
• Потому что когда вода проходит через землю, происходит ее фильтрация с помощью камней и песка.
Код 12: Ответы, в которых делаются ссылки на то, что грунтовые воды находятся в замкнутом пространстве и тем самым защищены от возможных загрязнений; ИЛИ что поверхностные воды более легко загрязняются.
• Грунтовые воды находятся внутри земли и, следовательно, загрязнение воздуха не может сделать эти воды грязными.
• Потому что грунтовые воды не открытые, они под чем-то находятся.
• Озера и реки могут загрязняться через воздух, в них можно, например, плавать, поэтому они не чистые.
• Потому что озера и реки загрязняются людьми и животными.
Код 13: Другие правильные ответы.
• В грунтовых водах нет достаточно питательной среды для бактерий,
поэтому они там существовать не могут.
Ответ не принимается
Код 01: Ответы, в которых даются ссылки на то, что грунтовые воды очень чистые (повторяется информация из текста задания).
• Потому что вода прошла очистку.
• Потому что в озерах и реках может быть мусор. (Без объяснения – почему.)
• Потому что там меньше бактерий.
Код 02: Ответы с очевидными ссылками на очистительные процессы, приведенные на рисунке в начале задания.
• Потому что грунтовые воды проходят через фильтр и хлорируются.
• Грунтовые воды проходят через фильтр, который их полностью очищает.
Код 03: Другие ответы.
• Потому что вода всегда находится в движении.
• Потому что вода не перемешивается и, следовательно, грязь со дна не поднимается.
Код 99: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы, связанные с Землей и Вселенной
Область применения: природные ресурсы
Контекст: глобальный

 


Анализ вопроса 1 (Анатолий Владимирович Краснянский)

   Авторы вопроса № 1 дают такое определение понятию "грунтовые воды": воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами. По определению (см. БСЭ, http://bse.sci-lib.com/article015680.html), грунтовые воды - это подземные воды первого от поверхности Земли постоянного водоносного горизонта (Подробнее см. приложение № 1). Следовательно, авторы сделали логическую ошибку в определении: "широкое определение".  

   


Вопрос 2

    Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1- 4). На втором этапе вода собирается в отстойнике.  Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?
A      Бактерии, находящиеся в воде, погибают.
    В воду добавляют кислород.
C     Гравий и песок оседают на дно.
D     Токсичные вещества растворяются.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 79,5
Код 1: С. Гравий и песок оседают на дно.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с выбором ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: здоровье
Контекст: глобальный

Вопрос  3


На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется.  Зачем в воду добавляют хлор?
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 87,3
Код 1: Ответы со ссылками на удаление, уничтожение или разрушение бактерий (или микробов, или вирусов).
• Очистить ее от бактерий.
• Хлор убивает бактерии.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
• Вода становится менее кислой, и в ней не будет водорослей.
• Он действует как фтор.
• Получше очистить воду и убить все оставшиеся элементы [“Элементы” не раскрыты.].
• Сохранить ее чистой, чтобы можно было пить.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный

Вопрос 4


     Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 88,9
Код 11: Ответы со ссылками на кипячение воды.
• Вскипятить ее.
Код 12: Ответы со ссылками на другие способы очистки, которые возможно без риска проводить в домашних условиях.
• Добавить в воду таблетки хлора -
выделил крупным шрифтом Анатолий Краснянский.
• Использовать микропористый фильтр.
Ответ не принимается
Код 01: Ответы со ссылкой на «профессиональные» методы очистки, которые в домашних условиях невозможно проводить без риска или которые практически невозможно осуществить в домашних условиях.
• Смешать воду с хлоридом в ведре и затем пить ее.
• Больше хлорида, химикатов и биологических приспособлений.
• Дистиллировать воду.
Код 02: Другие ответы.
• Еще раз очистить ее.
• Использовать фильтр из кофеварки.
• Покупать воду в бутылках до тех пор, пока не наладят процесс очистки.
[Уклоняются от ответа на вопрос].
Код 99: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений -
выделил крупным шрифтом Анатолий Краснянский
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный

 

 Анализ вопроса 4 (Анатолий Владимирович Краснянский)

  "Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора" - это неправильный ответ, поскольку при обычных условиях (температура 0 оС - 30 оС и давлении 1 атм) хлор - это газ. Очевидно, что авторы вопроса № 4 не знают, что хлор - это газ. За такой ответ на уроке химии в российской школе поставили бы  двойку. Так что будем считать, что российские учителя химии поставили двойку деятелям программы PISA.   Более того, по мнению деятелей программы PISA,  этот ответ - не что иное, как научное объяснение явлений. Следовательно,  деятели программы PISA не знают, что означает понятие "научное объяснение явлений". 

 

Вопрос 5

    Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания?  Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.

Диабет                                                                     Да / Нет
Диарея                                                                     Да / Нет
ВИЧ-инфекция или СПИД                                Да / Нет

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 90,2
Код 1: Три верных ответа: Нет, Да, Нет, в указанном порядке.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.

Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: личностный

 

 

Анализ вопроса 5 (Анатолий Владимирович Краснянский)

 

     Во-первых, авторы вопроса назвали диарею заболеванием. Однако диарея (понос) - это не заболевание, а основной симптом острых кишечных заболеваний  бактериальной и вирусной природы: дизентерии, пищевых токсикоинфекций, колиэнтеритов и др., а также холеры, кишечных инвазий и других воспалительных заболеваний кишечника. Во-вторых, если ученик знает, что употребление загрязненной воды не может вызвать СПИД или диабет, но может вызвать понос, но это не значит, что он компетентен в научном объяснении  явлений.

 


Вопрос  6


Насколько вам интересно следующее?  Отметьте только одну клетку в каждой строке.

a) Узнать, как проверяют воду на              Очень интересно            Интересно              Мало интересно      Не интересно        
заражение бактериями                                            1                                      2                                   3                                 4
b) Узнать больше о химической
обработке запасов воды                                         1                                      2                                   3                                4
c) Узнать о болезнях, которыми можно
заразиться, когда пьешь воду                                 1                                     2                                   3                                4
Тип вопроса: на оценку отношений
Отношение: интерес к науке

 

 

 

Приложения к заданиям

 

Приложение № 1 к вопросу 1 группы заданий "Чистая вода"

 

 

 

 

  Значение слова "грунтовые воды" в Большой Советской энциклопедии  (http://bse.sci-lib.com/article015680.html)

    Грунтовые воды - это подземные воды первого от поверхности Земли постоянного водоносного горизонта. Образуются главным образом за счёт инфильтрации (просачивания) атмосферных осадков и вод рек, озёр, водохранилищ, оросительных каналов; местами запасы Грунтовые воды пополняются восходящими водами более глубоких горизонтов (например, водами артезианских бассейнов), а также за счёт конденсации водяных паров.

 
Приложение № 2 к вопросу 5 группы заданий "Чистая вода"

 

 

 

 Диарея у детей. Терминология  

Источник информации: http://www.diarea.ru/deti2.php?param=18&id=982

 

      Согласно существующим воззрениям диарея и понос являются синонимами. Практически так и есть, поскольку в повседневной многообразной деятельности врач мало задумывается о смысловых корнях каждого из терминов. Под поносом обычно понимают учащение стула, изменение формы и консистенции, наличие примесей. Понос рассматривается как симптом инфекционных и неинфекционных заболеваний, как результат нарушения характера и качества питания. Он возникает при отравлениях, вследствие радиации, стресса, в результате побочного действия лекарственных средств, при нервно-эндокринных расстройствах, обменных нарушениях и т.п. Без преувеличения все это в полной мере относится к термину диарея. И тем не менее между этими названиями существуют различия, на первый взгляд, казалось бы, непринципиального характера.

 

Если понос всегда или почти всегда трактуется как симптом, подчас весьма существенный в диагностическом плане, то под диареей подразумевают как симптом, так и синдром, то есть определенный симптомокомплекс, свойственный тому или иному заболеванию или поражению отдельных органов и систем. Не случайно в литературе и в обиходе утвердились термины: синдром холестаза, синдром дыхательных расстройств, синдром слабости синусового узла и др. Нередко синдромы имеют именные названия, например, синдром Жильбера, синдром Мориака и др. Тем самым подчеркивается не только дань уважения к автору, описавшему своеобразие клинических проявлений и обобщившему их в виде ранее неизвестного симптомокомплекса, но также определяется этапность врачебной деятельности, прежде всего диагностических и врачебных мероприятий.

Нелишне отметить, что имеются различия в использовании термина диарея в отечественной и иностранной литературе. Предполагая тождественность терминов «понос» и «диарея», врач никогда не встретит в отечественной литературе словосочетание «синдром поноса». Это нонсенс. В зарубежной литературе читатель сплошь и рядом сталкивается с выражениями «синдром диареи», «синдром хронической диареи», «острая и хроническая диарея» и т.п.

 

 

Приложение № 3 к вопросу 5 группы заданий "Чистая вода"

Значение слова «понос» в Большой Советской Энциклопедии (http://bse.sci-lib.com/article091437.html)

   Понос, диарея (от греч. diarrhéo - истекаю), учащённое выделение жидкого кишечного содержимого. Основной симптом острых кишечных заболеваний (диареи, диарейных заболеваний, по английской и американской терминологии) бактериальной и вирусной природы: дизентерии, пищевых токсикоинфекций, колиэнтеритов и др., а также холеры, кишечных инвазий и др. воспалительных заболеваний кишечника. Может быть также симптомом хронического поражения др. органов пищеварения (например, желудка, поджелудочной железы), общих хронических заболеваний (например, туберкулёза), острых и хронических отравлений экзогенного (например, тяжёлыми металлами) и эндогенного (почечная недостаточность) происхождения, следствием нарушений обмена веществ, питания (избыточная, грубая пища), неврозов и т.д. Наблюдается также при детской, бродильной, гнилостной диспепсии. Механизм развития поноса связан с разжижением содержимого кишечника воспалительным выпотом или в результате накопления жидкости в просвете кишечника при нарушении её всасывания, с ускорением продвижения кишечного содержимого (в частности, действием на этот процесс простагландинов), изменением транспорта натрия и др. электролитов, сдвигами в осмотических процессах в кишечнике и т.д. Ложные («запорные») поносы - вторичное разжижение содержимого кишечника при длительном запоре; при этом многократно выделяется небольшое количество жидкого кала. Клиническая картина поноса зависит от основного заболевания. Для диагноза важны также данные анамнеза, изучение испражнений (копрологическое исследование). Лечение основного заболевания и симптоматические средства (лечебное питание, противоинфекционные, вяжущие средства, ферменты и т.д.). 

 

 Дополнение

 

  Я прошу  посетителей сайта сделать все возможное, чтобы добиться от властей экспертизы  25 - 30% задач программ PISA-2000, PISA-2003, PISA-2006 и PISA-2009. После экспертизы  можно будет ответить на вопрос: "Имеет ли какое-либо научное значение результаты проверки знаний и умений российских школьников по программам PISA?".  Ведь на основании результатов программы PISA часть нашей педагогической "элиты" собирается провести очередную модернизацию образования, то есть окончательно его разрушить.

 

Адрес Администрации Президента: Улица Ильинка, дом 23, 103132, Москва, Россия.

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна