Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

В Министерстве образования и науки знают, как нанести вред стране. Обсуждение прав ребенка в пятом классе как способ разрушения авторитета родителей и учителей. Анатолий Владимирович Краснянский, старший научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова. Педагогический анализ учебника "Граждановедение" для 5 класса Е.С. Корольковой, Н.Г. Суворовой – издания 2001 и 2006 годов.

13.04.2009 12:45      Просмотров: 7094      Комментариев: 0      Категория: Системный анализ учебной литературы. Ошибки в учебниках.

 

В Министерстве образования и науки знают, как нанести вред стране

Обсуждение прав ребенка в пятом классе как способ разрушения авторитета родителей и учителей

 Педагогический анализ учебника "Граждановедение" для 5 класса Е.С.  Корольковой, Н.Г. Суворовой –  издания 2001  и  2006  годов

Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на
которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в
  человека, во все честное, доброе и святое. Г.А.  Медынский

Объект анализа. Граждановедение (Введение в обществознание). Учебник для 5 класса  Первое издание (2001 год),  второе издание - 2006  год       Первое издание имеет гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации". второе  гриф "Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации".Авторы: Е.С. Королькова и Н.Г. Суворова, кандидаты педагогических наук,  старшие научные сотрудники Института общего и среднего образования Российской академии образования и Института общего образования МО РФ. Консультант: профессор С.И. Козленко.  Москва. Издательский дом "Новый учебник". АО "Московские учебники". Тираж первого издания 150 000 , второго 15 000 экземпляров.

 
1. Образ семьи и родителей в учебнике Е.С. Корольковой и  Н.Г.Суворовой

    О семье и родителях в учебнике сказано  гораздо больше плохого, чем хорошего

Авторы учебника зачем-то пугают пятиклассника тем, что семью создать очень сложно (см. А Д).  Ведь все познается в сравнении: разве легко жить одному, разве можно быть счастливым в одиночку?

А. "Путь к созданию семьи очень и очень сложен. Недаром раньше, по русскому обычаю, молодоженам на свадьбе дарили мешок соли, который символизировал длинный и далеко не сладкий путь семейной жизни (отсюда поговорка "вместе пуд соли съесть)".

Б. "Почему же так трудно создавать семью? Да потому, что все живые существа, в том числе и человек, не похожи друг на друга".

В. "А раз люди не похожи друг на друга, то все происходящее вокруг воспринимают по-разному, кроме того, у них свои вкусы, привычки, правила, к которым они привыкли в своих семьях".

Г. "Двум людям придется очень долго трудиться, чтобы появилась семья".

Д. "Создание семьи – это большой труд всех ее членов". (С. 92 –  93).

Информация и вопросы, которые дают пятиклассникам  Королькова и   Суворова

1.  "В чем заключается самое распространенное заблуждение некоторых родителей при воспитании своих детей?" С. 104.

2. "А что делать, если родители не проявляют должного внимания к детям? Известно немало случаев бедственного положения детей в семье. Тысячи детей убегают из дому из-за того, что их не кормят, бьют, издеваются над ними. Многие из брошенных детей вынуждены попрошайничать, они воруют еду и одежду, а затем попадают в колонии.  Сироты и брошенные дети живут в детских приютах" (С. 138).

 

3. "У всех беспризорных детей есть родители. Закон поступает с ними сурово - лишает родительских прав тех, кто не выполняет своих прямых обязанностей. Такие вопросы рассматриваются в суде. Родители, лишенные родительских прав, не имеют права общаться с ребенком, жить вместе с ним. Важно, что при этом родители не освобождаются от обязанности содержать своих детей. Суд в принудительном порядке взыскивает с них деньги на содержание ребенка, хотя нерадивые родители, как правило, нигде не работают и от них трудно получить какую-либо помщь. Заботу о таких детях берет на себя государство. Запрещает Семейный кодекс и любые виды насилия над ребенком. Если в суде будет доказано, что родители систематически избивают сына или дочь, то их могут не только лишить родительских прав, но и приговорить к различным срокам лишения свободы. А это уже записано не только в семейном, но и в уголовном кодексе. (С. 138). 

Вопросы:

1) Как наказываются нерадивые родители по закону?

2) Могут ли родительские права противоречить интересам детей? 

 

4. "Запрещает Семейный кодекс и любые виды насилия над ребенком. Если в суде будет доказано, что родители систематически избивают сына или дочь, то их могут не только лишить родительских прав, но приговорить к различным срокам лишения свободы. А это уже записано не только в семейном, но и в уголовном кодексе" С. 138.

5. «Как наказываются нерадивые родители по закону? Могут ли родительские права противоречить интересам детей? Как вы думаете, чего больше у родителей: прав или обязанностей по отношению к детям? (С.138).
 
6. «Недавно в Австралии провели опрос: как взрослые относятся к наказанию своих детей. Выяснилось, что 95 процентов пап и мам считают, что бить детей – это их святое право. В то же время в Австралии готовится закон, который должен защитить детей от физических наказаний. По этому закону родители могут быть привлечены к суду даже за подзатыльник своему ребенку.   Как вы думаете, если такой закон будет принят, перестанут ли родители бить своих детей?» (С. 142).

7.  "Удары сыплются. Тема извивается, визжит, ловит сухую жилистую руку, страстно целует ее, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растет в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку. Ненависть, какая-то дикая злоба охватывает его. Он бешено рвется, но железные тиски еще крепче сжимают его.  – Противный, гадкий, я тебя не люблю –  кричит он с бессильной злобой. – Полюбишь! Тема яростно впивается зубами в руку отца. – Ах ты, змееныш! И ловким поворотом Тема на диване, голова его в подушке. Одна рука придерживает, а другая продолжает хлестать извивающегося, рычащего Тему. Удары глухо сыплются один за другим, отмечая рубец за рубцом на маленьком посинелом теле". (с. 141). 

Вопросы:

"Представьте, что ваш друг (или подруга) пожаловался вам, что дома его бьют родители. Что бы вы ему посоветовали? (С. 142).

А. "Были ли случаи, когда родители наказывали вас незаслуженно?" 

Б. "Бывают ли у вас мысли о том, как будут переживать родители, когда вас не будет на свете?" (С. 146). 

Комментарий Краснянского: Это опасные для детей вопросы, поскольку  подталкивают детей к мысли о том,  что они из-за обиды на родителей могут пойти на самоубийство.

В. "Как вы считаете, могут ли взрослые ошибаться? Стоит ли им прощать их ошибки? Почему?" (С. 146).

Комментарий Краснянского: Разве есть альтернатива:  "не прощать?" Или авторы учебников этого не знают?

Г. 
«Какого рода конфликты – бытовые, учебные или межличностные – на ваш взгляд, самые обидные для родителей?». (С. 150).

Комментарий Краснянского: Во-первых, ошибка в классификации конфликтов: межличностные конфликты могут быть одновременно и бытовыми, и учебными. Во-вторых, какую пользу принесет детям этот вопрос?

8. некоторых семьях детям живется несладко. Вот потому-то и появляются законы, которые вынуждены регулировать отношения между членами семьи, законы, которые призывают родителей к ответу в том случае, если они не выполняют или плохо выполняют свои обязанности. Ребенок - это не собственность родителей, он - гражданин, и, как любой гражданин, находится под защитой государства". 


Комментарии Краснянского

  Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое.  (Писатель и педагог Г.А.  Медынский)

Авторитет родителей – это необходимое условие для выполнения ими  своих  обязанностей по воспитанию детей. Никто не имеет право подрывать авторитет родителей.

  Основная  педагогическая ошибка Е.С. Корольковой и Н.Г. Суворовой:  они создали в учебнике отрицательный образ родителей.  

 

   2. Образ учителей в учебнике  Е.С. Корольковой и  Н.Г.Суворовой.

   Е.С. Королькова и  Н.Г.Суворова не нашли проникновенных слов об учителях, зато нашли слова,  подрывающие  авторитет и унижающие их.

  2.1.  "Итак, поскольку в школе очень много зависит от учителя, то с него мы и начнем выяснять, что означает: "уважать человеческое достоинство учащихся". Учитель обязан называть ученика по имени и фамилии. Учитель не имеет права на оскорбление личности ученика в любой форме: давать унижающие клички, приводить унижающие ученика сравнения. Недопустимы любые формы физического насилия над школьником: нельзя отбирать принадлежащие ему предмету, выталкивать из класса или, что еще хуже, бить ученика. Учитель, уважающий себя и учеников, никогда не прочитает чужую записку, не залезет в портфель за дневником, не продемонстрирует всему классу ошибки в контрольной работе, не поставит двойку за поведение или прогул урока". (С. 172).

 2.2.  "Значит, долг и обязанность учителя - не высмеивать и унижать школьника, а прийти (придти? - А.К.) ему на помощь в сложных ситуациях, и не только в учебных". (С. 173).

2.3. "Почему иногда портятся отношения с учителем? Итак, мы с вами выяснили, что такое достоинство и что учитель не должен, не имеет права унижать достоинство ученика".  (С. 181).

2.4. "Вторая, наиболее распространенная причина плохих отношений с учителем – ученику кажется, что преподаватель занижает ему отметки. Это серьезное обвинение. Однако прежде чем обижаться и обвинять учителя в несправедливости, стоит убедиться, что это действительно так. Сравните свою работу с работой одноклассника, получившего более высокую отметку, попросите учителя объяснить, за что снижена отметка.  (С. 182).

2.5. "Мне кажется, на свете никто и никогда не любил своей профессии (учителя – А.К.) так, как любил ее мистер Крикл. Он бил мальчиков с таким наслаждением, словно утолял голод. Я уверен, что особенно неравнодушен бл он к толстощеким ученикам; такой мальчик казался ему чрезвычайно лакомым, и он не находил себе места, если не принимался лупцевать его с самого утра.  У меня были пухлые щеки - следовательно, кому же и знать, как не мне!  Теперь, когда я думаю об этом человеке, кровь закипает в моих жилах от негодования, ибо я знаю, что это невежественное животное имело столько же прав на то великое доверие, какое ему оказывали, сколько на пост генерал-адмирала и главнокомандующего. Вполне вероятно, что на том и на другом посту он принес бы куда меньше зла!"  (С. 175 - 176). (Отрывок из романа Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфильд").

2.6.  "Учитель алгебры носил странную фамилию – Монохордов. У него были неописуемо рыжие волосы и толстые бегемотовы щеки. "Рыжий баргамот" – так звали мы его. Монохордов отличался непонятной, зловещей и неистребимой веселостью. Он вечно хихикал".  (С. 177).  (Отрывок из книги Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания").

2.7.
  "Артемий Филатович Эразмов, высокий сгорбленный человек, лет пятидесяти пяти, рыжеватый, с сильной проседью. Его лицо было жестким, сухим, озлобленным, по нему вы сразу узнаете или старого чиновника, или педагога. Сидение в классе, сидение вечером за ученическими тетрадками, сидение в педагогическом совете, бесконечное повторение одного и того же из года в год, изо дня в день – вытравляло из него все живое. Ученики боялись его, как "старого учителя", не принимавшего никаких отговорок. Но он знал, что только страхом держит в узде эту армию маленьких негодяев, готовых поднять его на смех, сделать ему какую-нибудь маленькую каверзу. Он ждал этой гадости каждую секунду. знал, что за глаза его зовут Жирафом, и, входя в класс, видел, что на черной доске нарисован уродливый жираф. Он должен был делать вид, что не замечает этого. - Опять доска не вычищена?и Дежурный, вытрите! И слышал, как в классе фыркали то там, то здесь, пока дежурный нарочно медленно вытирал жирафа с длинной, безобразной шеей. Он макал перо в чернильницу, чтоб поставить отметку, и вдруг ставил в журнале кляксу. Чернильница была наполнена мухами. В классе фыркали. Он стучал по столу и, делая вид, будто не замечает, что это сделано нарочно, вызывал дежурного: - Что это? - Мухи-с.  И в глазах дежурного сквозил еле сдерживаемый смех. - Вы не смотрите за чернильницей! Я смотрел... Они... сами-с... налетели -с...  Дежурный еле сдерживался, чтоб не прыснуть со смеху. Учитель же еле сдерживался, чтобы не отодрать дежурного за уши. В классе снова сдержано фыркали. Над ним глумились, потешались.   (С.185-186). Отрывок из рассказа фельетониста Власа Дорошевича "Учитель". В учебнике рассказ, точнее фельетон,  дан полностью.

 

Вопросы по тексту:

1) "Да, Артемий Филатович не очень симпатичный учитель, но разве вам не было его жалко?

2) Как вы считаете, своим отношением к Артемию Филатовичу школьники ухудшали его отношение к ним или нет?"

3) "Как по-вашему, если бы ученики не пакостили учителю, не унижали его достоинства, мог ли он стать лучше?"

Комментарий Краснянского.  Из фельетона неясно, в чем виноват учитель, какие у него недостатки. Подробно описываются лишь издевательства учеников над пожилым учителем.   Обратите внимание на равнодушие педагогов к нравственным вопросам из Министерства образования и науки:  ученики издеваются над учителем, а со стороны авторов учебника - никакого осуждения!   

Авторы  учебника рассматривают учителя как потенциального правонарушителя, как будто учитель только и думает о том, чтобы оскорбить, унизить, избить ученика.  Они забыли о том,  что учитель тоже имеет  право на человеческое достоинство.

Почему, если ученик грубо нарушает дисциплину, учитель не может поставить двойку за поведение?

Почему учитель всегда и везде обязан  называть ученика по имени и фамилии?  Неужели и это регламентирует Минобразование?

Авторитет учителя – это необходимое условие для выполнения учителем своих профессиональных обязанностей. Если учителя не уважают, то его не слушают, его не слышат, не понимают и не хотят понять, не подчиняются ему.

Поэтому одно из важнейших условий  успешного обучения – это авторитет  учителя. 

Если учителя не уважают, то  он не сможет помочь ученикам овладеть знаниями и умениями,  даже если учитель прекрасно знает свой предмет.  Учитель не сможет поддерживать дисциплину.

   Педагоги (!)  пишут: "Значит, долг и обязанность учителя – не высмеивать и унижать школьника, а придти ему на помощь в сложных ситуациях, и не только в учебных" (с. 173). 

Комментарий Краснянского. Разве пятиклассники полагают, что долг и обязанность учителя – высмеивать и  унижать  школьников? 

Авторитет учителя – это необходимое условие для выполнения учителем своих профессиональных обязанностей.

Вторая педагогическая ошибка Е.С. Корольковой и Н.Г. Суворовой:  они создали в учебнике отрицательный образ учителя.   

 

Заключение

Является ли рассматриваемая книга, названная Министерством образования, учебником? Докажем, что эта книга – не учебник. 


 Тезис: "Учебник  по граждановедению  (введение в обществознание) для 5 класса Е.С. Корольковой и Н.Г.

  Суворовой" – ЭТО НЕ УЧЕБНИК

  (Доказательство в виде силлогизма)

 

Аксиома: Если в книге подрывается авторитет родителей и педагогов, то эта книга – не учебник.  

В книге по обществознанию, названной  Минобразованием учебником (Граждановедение. Введение в обществознание. 5 класс. Год издания:  2001.  Авторы: Е.С. Королькова и Н.Г. Суворова)  подрывается авторитет родителей и  педагогов.

Следовательно  "учебник по граждановедению (введение в обществознание) для 5 класса Е.С. Корольковой и Н.Г. Суворовой",  не является учебником.

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hhhhh

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна